menu-options

"КОНСЕРВАТОРИЯ" (1966 год) (Часть 5)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4

 

консерваторияЗаслуживает внимания статья А. И. Дюбюка «Приезжие музыкальные знаменитости» по поводу концертов в Москве певицы Лагранж, пианиста Антона Контского и других артистов. Высказываемые здесь соображения типичны для русской исполнительской школы (главный критерии художественного исполнения – неподдельные человеческие чувства, правдивость интерпретации).
Объективно, без прикрас, оценивались достижения музыкальной культуры.
Писали, что в Москве живут превосходные музыканты специалисты, чье влияние весьма заметно; многие из москвичей со временем стали любить и понимать серьезную музыку. Однако в целом «...музыка в ее высших формах совсем еще не привилась к нашему обществу...». А это было связано с самим направлением концертной жизни.
В Москве (как и в Петербурге) до открытия РМО продолжали сохранить ведущее значение традиционные «солистные» концерты, где главным было мастерство и обаяние артиста.
Далеко не всегда удовлетворял исполняемый репертуар. Сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена почти не игрались публично, считались слишком тяжелыми для слушателей. Даже выдающиеся исполнители того времени предпочитали составлять программы из инструментальных концертов в сопровождении оркестра и произведений малой формы (ноктюрнов, вальсов, этюдов, песен без слов и т. д.). И, конечно, в большом ходу были эффектные, но бессодержательные салонно-концертные пьесы. Симфонические собрания еще не получили должного распространения. Фактически в тени оставался целый пласт художественной литературы и особенно литературы для оркестра, которая изучалась преимущественно в домашней обстановке по фортепианным переложениям.
Весьма также беспокоило москвичей положение в музыкальной педагогике. В журналах и газетах поднимались животрепещущие пробоины музыкального образования и педагогики. Здесь мы не найдем статей, подписанных громкими именами; но и скромные учителя музыки, и любители умели высказывать интересные мысли.
В 40-50-х годах музыкальные классы существовали в Москве при университете, театральном училище и женских институтах. Среди последних выделялся Сиротский институт, где работали опытные педагоги И. Ф. Костин, К. А. Доманевский, В. О. Лемох, И. И. Геништа.
Общее руководство музыкальными классами осуществлял И. И. Рейнгард – в прошлом ученик Фильда. В 1847 году институт посетил бывший и то время в Москве Г. Берлиоз. Он слушал воспитанниц и похвалил их серьезное отношение к классической музыке. Впоследствии в этом институте (правда, слитом с другими институтами) преподавал Н. Рубинштейн (1857–1859) а еще позже – А. Ф. Гедике и А. Б. Гольденвейзер. Из немногих существовавших в Москве частных музыкальных школ следует отметить школу Д. Н. Кашина, хотя и работавшую всего два года (1839–1841). Основная масса молодежи обучалась в домашних условиях.
Московская пресса доказывала необходимость кардинальных реформ в музыкальном образовании. Среди статей, написанных по этому вопросу, выделяются две, опубликованные в журнале «Москвитянин» в 1852 году под названием «Несколько слов о музыке и о методе музыкального ученья в России» и «Несколько слов по поводу пения в России». Как установлено советским исследователем, автором статей являлся преподаватель музыки и пения в Московском театральном училище Н. И. Захаров. Главная цель ею высказываний – помочь созданию эффективной системы подготовки национальных кадров: «...в России может и должна существовать своя, самобытная школа музыки, так точно, как уже существуют в ней самобытные школы живописи и ваяния». Что препятствует этому? Прежде всего косность взглядов зажиточных классов на искусство: «У нас еще до сих пор не искоренились нелепые, смешные и даже вредные для искусства предубеждения против актеров и актрис, то есть, собствен но против их звания... Предрассудкам же мы обязаны, между прочим, и тем, чти при сильном развитии практической части музыки, теоретическое музыкальное образование в нашем отечестве является далеко не в таком виде, в каком оно должно бы являться в настоящее время. Многие папеньки и маменьки, учащие своих детей музыке, простодушно говорят:
«К чему же нашим детям теория музыки, этот страшный генерал-бас? Ведь нашим детям не сочинителями быть! Довольно с них того, что знают просто музыку!»
Захаров подчеркивает, что занятия по исполнительский специальностям должны идти параллельно с изучением музыкально-теоретических дисциплин, истории музыки и эстетики. Чем раньше пробудится у учащихся интерес к музыкальной науке, тем лучше. Для этой цели следует открыть специальные «элементарные школы музыки», на основе которых впоследствии возникнут консерватории. Широкое (комплексное) музыкальное образование – залог успеха русского музыкального просвещения и профессионализма: «Нет сомнения, что число русских искусных музыкантов [исполнителей] и композиторов удесятерилось бы в короткое время; пробудились бы спящие под спудом дарования».
Захарова, как и других московских деятелей, интересовал музыкальный профессионализм не сам по себе, а в связи с задачами национального искусства.
По выражению мемуариста Н. В. Давыдова, в московском обществе середины прошлого столетия «чувствовалась потребность в серьезной организации музыкального дела и сказывался запрос на «русскую» музыку, вызванный Глинкой и Даргомыжским».
После открытия в Петербурге Русского музыкального общества и Петербургской консерватории на очередь стал вопрос об организации в Москве отделении РМО и Московской консерватории. Душой этой идеи был Н. Г. Рубинштейн. Петербургский комитет дирекции поручил дело организации московского отделения членам общества РМО, живущим к Москве, – И. С. Киселеву, В. М. Лосеву, Ю. А. Оболенскому, В. И. Якунчикову и Н. Г. Рубинштейну. Московское отделение должно было действовать независимо от дирекции Общества в Петербурге, иметь свою особую кассу, особую отчетность, но стремиться к одной и той же цели. Разрешение на открытие Московского отделения РМО последовало 24 декабря 1859 года.
Руководство Московским отделением доверили Н. Г. Рубинштейну, популярность которого среди музыкантов была уже в то время велика. Художественные успехи и целеустремленность принесли Рубинштейну заслуженный авторитет во всех музыкальных делах. Его любили и как человека, наделенного, по словам Н. Д. Кашкина, в одинаковой степени «великим артистическим талантом, сильным, ясным умом, громадной энергией», и вместе с тем «неотразимо привлекательного лично». Все понимали, что Рубинштейн может сделать многое для музыкального образования, что, не потакая отсталым вкусам, он возвысит их до тех художественных идеалов, какие ставил перед самим собой. Время открыло в Рубинштейне талант блестящего организатора.
В апреле 1860 года Н. Рубинштейн образовал хор из группы любителей и любительниц музыки. С этого времени началась деятельность Московского отделения РМО. Хор собирался еженедельно и под управлением Н. Рубинштейна готовил репертуар для предстоящих концертов общества. В сентябре 1860 года уполномоченные Московского отделения создали «совещательную комиссию», в функции которой входило устройство творческих конкурсов, обсуждение программ концертов и т.д. Для участия в совещательной комиссии были приглашены; почетный член общества, один из самых видных московских музыкантов А. Н. Верстовский, пианисты – любимец старой Москвы А. И. Дюбюк и Л. О. Оноре, скрипачи – Ю. Г. Гербер, К. А. Кламрот, дирижер С. И. Штуцман и несколько позже скрипач Л. Ф. Минкус и виолончелист А. Ф. Дробиш. Оформилась программа действий московского отделения РМО. Было решено устраивать в каждом сезоне десять симфонических собраний, несколько квартетных и «внеабонементных» вечеров. Эти концерты предназначались исключительно для членов Общества, которыми могли быть все желающие. Членский билет на один сезон стоил пятнадцать рублей и давал право посещения всех концертов Общества в Москве и Петербурге. (Участники любительского хора не считались членами Общества, получая особый билет за пять рублей для входа на концерты Общества).
 

Продолжение: часть 6, часть 7, часть 8часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14часть 15, часть 16, часть 17часть 18, часть 19, часть 20часть 21, часть 22, часть 23, часть 24часть 25, часть 26, часть 27часть 28, часть 29, часть 30, часть 31часть 32, часть 33, часть 34