"КОНСЕРВАТОРИЯ" (1966 год) (Часть 6)
Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5
Художественные цели Московского отделении, как их себе мыслили Н. Рубинштейн и его сотрудники, изложены в специальной статье в «Московских ведомостях».
Главным стержнем концертных программ объявлялись произведения симфонического и ораториального жанров – в этом сказывалась преемственность от прежних музыкальных обществ. Но Рубинштейн не собирался предавать остракизму «солистную» музыку, намечая широко представить в концертах искусство пианистов, инструменталистов и певцов. «Для исполнения на музыкальных вечерах, – говорилось в статье, – будут избираемы сочинения, принадлежащие различным музыкальным школам, для того, чтобы, по возможности, знакомить публику с сочинениями, замечательными в отношении художественном или историческом; поэтому в программах вечеров Общества будут встречаться имена и самых первоклассных авторов нашего и прошедшего времени, а также имена менее знаменитых авторов». Было решено включать в каждую программу хотя бы одно сочинение русского композитора и исполнять хоры с русскими текстами. Таким образом, наряду с пропагандой различных творческих школ Московское отделение ставило своей целью «по возможности давать место и отечественному русскому элементу». Широкими были планы и в отношении музыкального образования, намечались серьезные мероприятия: «Устройство школы для обучения на всех струпных и духовых инструментах, основательное изучение теории музыки и генерал-баса, открытие публичных лекций о музыке, назначение премий за лучшее сочинение русских композиторов, отправление способных людей за границу на счет Общества».
Ввиду отсутствия средств уполномоченные решили сразу же начать собирать по подписке сумму на устройство и содержание школы, «которую и открыть немедленно при малейшей к тому возможности». Плата за обучение в будущей «школе» должна была быть самой умеренной; для лиц «недостаточного состояния» предусматривалось бесплатное обучение.
Пока же пришлось ограничиться открытием «элементарного музыкального класса», в который преподавателями были приглашены для теоретического отдела – Э. Л. Лангер, для практического (пение) – Форкати. Класс начал работать 9 октября 1860 года. Он предназначался для всех желающих – «как предполагающих участвовать в хорах, так и для тех, которые не имеют голоса». Учащиеся платили за обучение один рубль в месяц. Всего в классе занималось пятьдесят человек. Занятия происходили на квартире Н. Рубинштейна.
Первый концерт Московского отделения РМО состоялся 22 ноября 1860 года. Исполнялись: увертюра и антракты из «Князя Холмского» Глинки, кантата Баха «С нами будь», ария из оперы «Тамерлан» Генделя, женский хор из оперы «Моряк-скиталец» Вагнера и Четвертая симфония Бетховена. К этому концерту долго и тщательно готовились – он имел важное значение: ведь публика почти ничего не знала об Обществе и его целях.
Как проявит себя в качестве дирижера Н. Рубинштейн? Не покажется ли слушателям слишком трудной программа?
Вот описание концерта: «...оркестр играет увертюру Глинки «Князь Холмский». Говор в публике умолкает, все начинают прислушиваться внимательнее, серьезнее, наконец, звуки музыки совершенно овладевают воображением слушателей; опасаешься пошевельнуться, боишься пропустить один звук... А часто ли это бывает в Москве?.. Четвертой симфонией (B-dur) Бетховена, исполненной оркестром под управлением Н. Г. Рубинштейна, окончился этот замечательный музыкальный вечер. Впечатление было так сильно, что публика долго не забудет этой музыки и превосходного ее исполнения». Кашкин говорил, что музыкальное завоевание Москвы совершилось сразу». Два первых концерта происходили в Малом зале Благородного собрания, последующие были перенесены в Главный (Колонный) зал.
Всего в сезоне 1860/61 года состоялось десять симфонических собраний (с участием солистов) и несколько квартетных, а также три «внеабонементных» концерта, один из которых проводился в пользу проектируемой консерватории. В программы входили произведения Глинки, Даргомыжского, Алябьева, Верстовского, Кюи, А. Рубииштейна, Баха, Моцарта, Бетховена, Генделя, Шуберта, Шопена, Шумана, Мендельсона и Вагнера. В начале сезона количество членов Общества составляло 350 человек, к концу – 550.
Московское отделение РМО приобрело большую популярность. Посещение по субботам его симфонических собраний стало как бы обязательным для москвичей. В Колонном зале собиралось так много слушателей, что приходилось устанавливать дополнительные ряды стульев в фойе.
Но Н. Рубинштейн и его друзья мечтали о еще более широкой, демократической аудитории, понимая, что стоимость членских взносов слишком высока для основной массы любителей музыки. Было принято решение устраивать общедоступные концерты с максимально низкими ценами на билеты (первые ряды кресел по 3 рубля, входные билеты – 50 копеек, на хоры – 25 копеек).
Первый общедоступный, или, как тогда говорили, народный, концерт состоялся 10 апреля 1862 года в Главном зале благородного собрания. Были исполнены: увертюра и хор из «Ивана Сусанина» Глинки, «Леонора» Бетховена, Четвертый концерт Вьетана для скрипки и Третья симфония Мендельсона. Москвичи с удовлетворением восприняли новое начинание Общества.
В отзывах на концерт подчеркивался высокий уровень исполнения. Особенно отмечалась многочисленность собравшихся слушателей: «...Вместо одних только членов Общества... зала Благородного собрания наполнилась... стороннею публикой, в числе, как вы слышали, тысячи человек».
В дальнейшем количество посетителей концертов (они были перенесены в здание Манежа) все более возрастало, колеблясь от девяти до двенадцати тысяч человек. В условиях бедной событиями музыкальной действительности эти цифры ошеломляли. Они свидетельствовали о новом отношении к концертному исполнительству. Московская публика впервые шла на концерты не только ради артиста, но и ради музыки. На практике начали осуществляться просветительские идеи Общества, связывающие развитие музыкальных вкусов с пропагандой высоких образцов.
Просветительским задачам была также подчинена деятельниц. Н. Рубинштейна в качестве дирижера. Кашкии говорил, что для Рубинштейна «хороший дирижер-исполнитель был лишь средством проведения главной идеи Общества, заключавшейся в развитии вкуса публики посредством ознакомления с лучшими образцами музыкальной литературы. На первом плане стоял, следовательно, репертуар...»
В программах концертов большое место отводилось произведениям Бетховена: в сезоне 1862/63 года были исполнены пять его симфоний, в том числе Девятая симфония (впервые в Москве). По отзывам современников, исполнение было отличным. Кашкин утверждал, что Рубинштейну не было равных в интерпретации Пятой симфонии Бетховена.
Тщательно отбирал Рубинштейн участников концертов, привлекал выдающихся артистов.
Охотно выступали в концертах Московского отделения зарубежные гастролеры. В частности, в нескольких квартетных собраниях сезона 1863/64 года участвовала Клара Шуман. 24 апреля 1864 года она сыграла концерт Р. Шумана на благотворительном вечере, устроенном «в пользу имеющей открыться в Москве консерватории».
По инициативе Н. Рубинштейна концерты РМО стали аннотироваться в печати: в специальных очерках публиковались сведения о творческих школах и их представителях. Общество наметило к изданию ряд музыкальных сочинений и теоретических работ. Первым опытом в этом направлении явилась публикация в 1863 году циклов романсов Шуберта и Шумана под редакцией Н. Рубинштейна.
О размахе просветительской деятельности Н. Г. Рубинштейна неоднократно писали современники. Писатель В. А. Соллогуб делился своими мыслями:
«Смалыми средствами, в короткое время он учредил музыкальные классы, зародыш настоящей консерватории; он основал музыкальное общество, уже призывающее всю обрадованную Москву на разнообразные концерты; он устроил квартетные утра. Мало того, он пригласил москвичей на общедоступные музыкальные праздники в громадном Экзерцисгаузе, где все сословия, все состояния за ничтожную плату… уже начали знакомиться с образцовыми произведениями музыкальных гениев. Он не только превосходный музыкант, что встречается часто, – но... он еще вполне полезный гражданин, что встречается и гораздо реже».
С кем же из музыкантов приходилось сотрудничать Рубинштейну в Период организации Московского отделения РМО, Музыкальных классов и Московской консерватории?
Продолжение: часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34