"КОНСЕРВАТОРИЯ" (1966 год) (Часть 15)
Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14
Дарование Лауба и его артистические успехи придавали особое обаяние и блеск скрипичному классу консерватории. Он не только воспитывал высокохудожественных исполнителей, но давал крепкую техническую основу своим ученикам, из которых отметим М. Давыдова (впоследствии посвятившего себя естественным наукам), даровитого С. Барцевича, успешно концертировавшего в Европе, и талантливого, но рано скончавшегося И. Котека. Полезными деятелями стали и ученики Лауба В. Виллуан и К. Вонсовская.
Преемником Ф. Лауба был его соотечественник И. В. Гржимали, проработавший в Московской консерватории до своей смерти в 1915 году.
Иван Войцехович Гржимали был рекомендован Н. Г. Рубинштейну Ф. Лаубом. Сохранилось письмо последнего к Н. Г. Рубинштейну от 15 августа 1869 года из Кралуса в Чехии, в котором Ф. Лауб сообщает, что И. В. Гржимали принял предложение Московской консерватории и приедет вместе с ним в конце августа. «Мне нравится он, –пишет Ф. Лауб, – способный и скромный. Жалованья он просит – 1000 рублей в год».
И. В. Гржимали родился в Пльзени в семье потомственного музыканта, органиста местного собора, и рано проявил музыкальную одаренность, начав заниматься у своего отца. В восьмилетнем возрасте он уже выступал на музыкальных вечерах и концертах. Дальнейшее музыкальное образование И. В. Гржимали получил в Пражской консерватории в классе Ф. Мильднера, у которого несколькими годами раньше учился Ф. Лауб. И. В. Гржимали было только семнадцать лет, когда он с отличием окончил консерваторию и был рекомендован в Амстердамский симфонический оркестр, где в течение семи лет работал концертмейстером скрипок.
В 1869 году в поисках замены вышедшим из консерватории адъюнктам Г. Шрадику и Ф. Кинделю II. Г. Рубинштейн попросил Ф. Лауба обратиться за советом к Мильднеру, Таким образом в Москву и был приглашен И. В. Гржимали. В 1874 году он заменил заболевшего Лауба, а когда в следующем году Ф. Лауба не стало. И. В. Гржимали остался на месте профессора и занимал эту должность до своей смерти. Помимо педагогической работы, он бессменно играл в оркестре (концертмейстер первых скрипок) и квартете РМО. Квартет Гржимали, Бродский, Гербер, Фитценгаген, в частности, впервые исполнил Третий квартет Чайковского, посвященный памяти Ф. Лауба.
Как скрипач-солист И. В. Гржимали начал выступать в концертами вскоре после своего переезда в Москву. В пятом Симфоническом собрании 1872/73 года он сыграл концерт Вьетана. П. И. Чайковский написал о нем: «Скрипач г. Гржимали, исполнивший прелестный, поэтически задуманный и отлично инструментованный концерт Вьетана, удостоился шумного одобрения публики. Качества этого виртуоза, конечно, бледнеют перед колоссальной талантливостью г. Лауба, которым наша публика избалована. Тем не менее нельзя отказать г. Гржимали и больших достоинствах, а именно в хорошей технике, замечательной чистоте и осмысленности исполнения. Тон у него довольно сильный, но не из особенно приятных. Во всяком случае это, если и не первостепенный, то все же весьма замечательный виртуоз, и у нас в Москве, после Лауба, разумеется, первый».
С каждым годом И. В. Гржимали завоевывал все большее признание. Через два года, в 1874 году, Чайковский писал о нем так: «Этот виртуоз, как мне показалось, сделал большие успехи в последнее время… Г-н Гржимали уже давно приобрел себе репутацию весьма добросовестного и талантливого виртуоза; но в последнем концерте Музыкального общества он был просто неузнаваем. У г. Гржимали явилась такая уверенность, такая сила в тоне и чистота в отделке деталей, такая певучесть, такой блеск, такая теплота и чувство меры, которые свойственны только первоклассным виртуозам. Нельзя не радоваться, видя, что этот талантливый артист оказывается вместе с тем и добросовестным человеком... Благодаря усердию и труду, г. Гржимали сделал огромный шаг вперед в мнении публики...».
Много отзывов московские газеты посвящали и выступлениям И. В. Гржимали в квартете, где он также заменил Ф. Лауба. Почти в каждом из этих отзывов говорится о добросовестном отношении, увлечении и артистическом совершенстве исполнения самых сложных и трудных произведений камерного репертуара.
Постепенно И. В. Гржимали становится незаменимым работником консерватории, участником симфонических концертов и камерных собраний. Он занимает место первого скрипача Москвы и создает московскую скрипичную школу.
В течение сорокапятилетней работы в консерватории И. В. Гржимали подготовил к выпуску огромное число скрипачей, прославивших его имя в своей обширной концертно-артистической деятельности, и рядовых музыкантов. И. В. Гржимали прививал своим ученикам серьезное, вдумчивое отношение к исполняемым сочинениям, обращал большое внимание на качество тона, технические приемы, ведение смычка и т. п., но главной его заботой было воспитание в ученике музыканта-артиста, стремящегося к раскрытию художественного содержания музыки.
И. В. Гржимали известен и как методист, автор ставших классическим пособием для скрипачей «Упражнений в гаммах и двойных нотах»; ему также принадлежит редакция известной скрипичной школы Мазаса.
Преподавателями младшего отделения были скрипачи Г. Шрадик, А. Д. Бродский и с 1880 года – К. О. Бабушка. Некоторое время работал также Ф. Киндель. Генрих Шрадик, немец по происхождению, ученик Леонара в Брюсселе и Давида в Лейпциге, работал в Москве с 1864 до 1868 года, после чего уехал в Гамбург. Он зарекомендовал себя талантливым артистом и серьезным педагогом, но из-за кратковременности его работа в Московской консерватории не оставила очень заметных результатов.
Адольф Давидович Бродский работал в консерватории с 1874 по 1878 год. Он был уроженцем г. Таганрога и в детстве выступал в Одессе; учился в консерватории в Beнe, затем брал уроки у И. Гельмесбергера, участвуя также в квартете, основанным этим скрипачом. В конце 60-х и начале 70-х годов концертировал в разных городах Европы.
В 1874 году А. Д. Бродский вступил в число преподавателей Московской консерватории, но продолжал интенсивную концертную деятельность. Он часто играл в симфонических и камерных собраниях РМО. Рецензенты отмечали сильную технику, темперамент и увлеченность молодого скрипача, плодотворное использование уроков Ф. Лауба, у которого он немного занимался. П. И. Чайковский писал: «Г-н Бродский обладает в полной мере совокупностью данных для блестящего виртуозного исполнения. Кроме высоко развитой техники, у него есть и сила, и красота тона, и чувство меры, и выразительность, и блеск».
Как известно, впоследствии А. Д. Бродский был замечательным исполнителем скрипичного концерта Чайковского и страстным пропагандистом этого произведения. Уйдя из Московской консерватории, Л. Д. Бродский дирижировал симфоническими концертами в Киеве, а потом, после нескольких лет концертных поездок, занял место профессора скрипичной игры в Лейпцигской консерватории. В дальнейшем он работал в Нью-Йорке и Лондоне.
А. Д. Бродский вел в Московской консерватории младшие классы скрипки. Многие из его учеников, перейдя к И. В. Гржимали, доказали, что Бродский сумел заложить правильные основы скрипичной техники и постановки рук; это свидетельствует об отличных педагогических данных Бродского.
Наряду со скрипичными классами в консерватории с самого начала был создан класс виолончели. Им руководил Б. Косман, затем В. Р. Фитценгаген. Виолончельный класс был небольшой. Сперва в нем учились два ученика, потом четыре и в самом конце описываемого периода – десять человек. Тем не менее можно говорить о зарождении московской виолончельной школы именно в это время.
Бернгард Косман недолго проработал в Москве, но его пребывание в консерватории не прошло незаметно. Прекрасно образованный музыкант, в разное время общавшийся с такими художниками, как Шопен, Россини, Берлиоз, Мендельсон, Шуман, Лист, он работал в оркестре Парижской оперы, в оркестре лейпцигского Гевандхауза, где был солистом, в лондонском симфоническом оркестре, а также в Веймарской симфонической капелле под управлением Листа (был там камер-виртуозом, концертмейстером и солистом). Впервые московские музыканты увидели Б. Космана на открытии консерватории, где его попросили сыграть. Он играл с Н. Г. Рубинштейном сонату Бетховена и его же трио с Ф. Лаубом и И. Венявским. «Косман привел в восторг, – писал Н. Д. Кашкин об этом выступлении, – свою, хотя немногочисленную, но избранную публику превосходным тоном и законченностью стиля исполнения».
Во время своего пребывания в Москве Б. Косман ежегодно выступал в концертах РМО. Он впервые в России исполнил виолончельный концерт Шумана, а также многие другие произведения. Все восхищались его игрой и в особенности его красивым, похожим на пение человеческого голоса, тоном. Рецензент «Современной летописи» в статье «Открытие Московской консерватории» писал о нем: «С первых звуков приезжий артист овладел всеобщим вниманием. Необыкновенная сила, полнота и чистота звука, штрих мягкий, фраза, всегда выраженная умно и внятно, оттенки верные и выразительные, словом, все достоинства, которые отличают замечательного артиста, – вот неотъемлемая принадлежность игры г. Космана».
В марте 1867 года Ф. Лауб, Б. Косман и Н. Г. Рубинштейн с огромным успехом исполнили тройной концерт Бетховена. Косман играл и в квартете совместно с Лаубом, Шрадиком и Минкусом, а также охотно выступал в ансамбле с обоими братьями Рубинштейнами, исполняя с ними сонаты Бетховена и камерно-инструментальные произведения других композиторов.
Из его учеников впоследствии прославились А. Брандуков и В. Дмитриев (окончили по классу В. Ф. Фитценгагена). По их воспоминаниям, он был в классе всегда очень активен, давал им много советов и часто играл сам.
Косман покинул Московскую консерваторию в 1870 году. После отъезда Б. Космана его класс перешел в ведение молодого, но уже известного виолончелиста В. Ф. Фитценгагена.
Вильгельм (Василий) Федорович Фитценгаген не был столь талантливым исполнителем, как Б. Косман, но его роль педагога и воспитателя молодых виолончелистов в Московской консерватории весьма значительна. Он родился в Германии и был сыном музыканта, учился в Брауншвейге у Ф. Грюцмахера, потом работал в Саксонской придворной капелле. Одновременно выступал в концертах в Лейпциге и Веймаре. Лист, услышав молодого артиста, заинтересовался им и хотел пригласить его в Веймар, но В. Фитценгаген уже дал согласие Н. Г. Рубинштейну.
В. Ф. Фитценгаген много и успешно играл в концертах РМО. Он исполнял произведения Баха, Генделя, Моцарта, Шуберта, Шумана, Чайковского. «Фитценгаген такой артист, – писал Г. Л. Ларош, – с приобретением которого можно только поздравить консерваторию, особенно, если вспомнить, что виолончелистов вообще, а хороших в особенности, на свете очень немного».
Чайковский тоже писал о Фитценгагене неоднократно. Он называл его «серьезным и талантливым» виртуозом, иногда лишь порицая его за то, что он соблазняется выступать с эффектными, но неглубокими произведениями.
В одной из рецензий Чайковский пишет, что Фитценгаген «имеет несомненные достоинства, игра его осмысленна, скрашена сильной, ловкой техникой». Чайковскому нравилось воодушевление и увлеченность исполнением, которые он наблюдал у Фитценгагена, его восхищал звучный, мягкий тон, огромная техника, тонкое чувство меры в фразировке.
В. Ф. Фитценгаген был умным, ищущим артистом, постоянно обновлявшим репертуар. Он исполнял произведения композиторов XVIII века, как, например, Локателли, Боккерини, часто выступал совместно с Н. Г. Рубинштейном (сонаты Бетховена, Сен-Санса и других композиторов), а также в трио. Он был бессменным виолончелистом квартета РМО, исполнившего многие классические и современные квартеты и другие ансамбли. Не довольствуясь концертированием в Москве, онвыезжал в провинцию, иногда выступал в Петербурге, и всегда с успехом.
Продолжение: часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34