menu-options

"КОНСЕРВАТОРИЯ" (1966 год) (Часть 17)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12часть 13часть 14, часть 15, часть 16

 

4

 

консерваторияВажной стороной обучения в консерватории было теоретическое образование учащихся, имевшее целью повысить общий уровень их музыкального развития. Теоретические занятия учеников включали курсы сольфеджио, элементарной теории, гармонии, энциклопедии, а для желающих специализироваться в области композиции и теории – курсы контрапункта, фуги, формы и инструментовки. Класс свободного сочинения (композиции) был также в полном ведении преподавателей теоретического отдела.
Педагоги-теоретики были в большинстве своем людьми высокообразованными, известными музыкально-критической деятельностью, выступавшими в различных газетах и журналах Москвы и Петербурга. Они вели себя в консерватории очень активно, участвовали в выработке программы и планов занятий, в организационных делах; были верными помощниками и сотоварищами Н. Г. Рубинштейна во всех его начинаниях.
С самого начала существовании консерватории преподавание теоретических предметов приобрело ясно выраженный профессиональный фактор. Эта направленность теоретического отдела была создана П. И. Чайковским, проработавшим в консерватории более десяти лет.
Деятельность великого русского композитора в Москве и в Московской консерватории вписала неизгладимые страницы в историю музыкально-общественной жизни России и молодого учебного заведения. И непосредственная педагогическая работа, и воздействие творчества и личности Чайковского сыграли огромную роль.
История приглашения Чайковского в Московскую консерваторию начинается с настойчивого желания Н. Г. Рубинштейна иметь в Москве авторитетного, талантливого руководителя теоретических классов, преподающего на русском языке. Слабой стороной доконсерваторского периода московского музыкального образования была плохая теоретическая подготовка музыкантов и любителей музыки. Несистематичность теоретического образования, оторванность его от музыкальной практики, схоластический метод, который нередко применяли преподаватели немецкой школы в театральных училищах, не могли способствовать быстрому развитию этого дела. Н. Г. Рубинштейн, прошедший курс композиции в Германии, очень хорошо понимал, что для будущей консерватории ему нужен энергичный человек с широким профессиональным образованием. Но такого в Москве не было.
Первоначально Н. Г. Рубинштейн хотел пригласить А. Н. Серова. Серов охотно принял приглашение, но потом отказался, не желая порывать с Петербургом. Тогда Рубинштейн задумал пригласить в Москву кого-либо из способных выпускников Петербургской консерватории. Такое намерение по тому времени было очень смелым, так как для престижа будущей консерватории в Москве требовалось авторитетное имя. Но Н. Г. Рубинштейн предпочел иметь в коллективе молодого русского музыканта с законченным высшим образованием. Имя Чайковского было ему известно еще раньше по письмам Г. А. Лароша, учившегося вместе с Чайковским.
Впервые он увидел молодого композитора на концерте 14 ноября 1865 года в Михайловском дворце, где исполнилась увертюра Чайковского для оркестра под управлением автора. Чайковский сразу же понравился Н. Г. Рубинштейну. Впечатление это усилилось, когда А. Г. Рубинштейн представил П. И. Чайковского, сказав: «А это наш будущий композитор». Однако, узнав, что брат хочет пригласить Чайковского в Москву, А. Г. Рубинштейн порекомендовал ему не Чайковского, а Г. Г. Кросса, который кончил курс консерватории по двум специальностям – теории и фортепиано и был старше Чайковского. Н. Р. Рубинштейн, доверяя своей интуиции, выбрал все же Чайковского и договорился о его приезде на работу в Москву сразу же по окончании выпускных экзаменов.
П. И. Чайковский не был абсолютным новичком в области преподавания теоретических предметов: он в течение двух лет вел ассистентскую работу в классе своего профессора Н. И. Зарембы, обнаружив недюжинные педагогические способности.
5 января 1866 года Чайковский приехал в Москву, а уже 11 январи и газете «Московские ведомости» появилось объявление, извещающее об открытии классов теории музыки П. И. Чайковского с платой три рубля в месяц с ученика. Записавшихся в классы оказалось очень много, и Чайковскому сразу же пришлось экзаменовать поступающих дли проверки их знаний.
Молодой профессор теории довольно быстро сошелся с товарищами по Музыкальным классам и принял деятельное участие в организационных делах, предварявших открытие консерватории.
В консерватории он должен был вести ряд курсов не только специального, но и общего характера – для исполнителей. Последнее обстоятельство отрицательно сказалось на отношении Чайковского к самому делу преподавания. Его раздражала неподготовленность большинства учащихся и отсутствие серьезности в их занятиях. Среди слушателей курсов Чайковского преобладали девицы и молодые дамы, не думавшие стать музыкантами-профессионалами, – они поступали в консерваторию, чтобы научиться «играть для себя». Да и ученицы фортепианного отдела, мечтавшие о профессиональной исполнительской деятельности, не отдавали себе отчета в важности теоретических предметов и не проявляли к ним должного интереса. Чайковский, относившийся к каждому делу, за которое он брался, с большой ответственностью и энтузиазмом, возмущался этим. Если бы среди его учеников был выше процент настоящих музыкантов, то, возможно, педагогическая работа не превратилась бы для Чайковского в тяжелую обязанность.
Тем не менее он не хотел делать никаких скидок и сразу же проявил высокую требовательность к учащимся, создав этим замечательную традицию Московской консерватории, развивавшуюся и крепнувшую с годами.
Мемуары очень по-разному освещают деятельность Чайковского в консерватории: некоторые его бывшие ученики утверждают, что он
интересовался преподаванием, был очень строг, учеников не любил, и они боялись его как огня. М. К. Котц (Гурье), например, пишет, что в консерватории внушали страх и робость только два человека – Рубинштейн и Чайковский. А. Н. Амфитеатрова-Левицкая в своих «Воспоминаниях» также останавливается на этом вопросе: «Среди его [Чайковского] учеников о нем как о педагоге сложились противоречивые мнения; одни считали его не только гениальным композитором, но и идеальным педагогом. По их рассказам, Петр Ильич всегда с большим интересом и вниманием просматривал работы учеников, терпеливо исправляя ошибки, и делал замечательные указания. Другие уверяли, что Чайковский относится к ним небрежно, несправедливо, что он одним ученикам уделяет много времени и совсем не обращает внимания на других».

 

Продолжение: часть 18, часть 19, часть 20часть 21, часть 22, часть 23, часть 24часть 25, часть 26, часть 27часть 28, часть 29, часть 30, часть 31часть 32, часть 33, часть 34