"КОНСЕРВАТОРИЯ" (1966 год) (Часть 24)
Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23
А. С. Размадзе писал: «Первым неблагоприятным условием ученического спектакля я считаю то, что дана была именно опера «Фиделио» – произведение весьма и весьма трудное, требующее от исполнителей, помимо выделяющихся голосов, и чрезвычайной артистической опытности... Актерами ученики себя на сей раз не заявили... Конечный вывод... может быть таков: 1) с самыми слабыми средствами можно при случае (но не нужно) ставить самые трудные оперные произведения, 2) Московская консерватория, всегда бывшая не очень богата голосами, теперь ими беднее, чем когда-нибудь».
Несмотря на несколько ядовитый по отношению к Н. Г. Рубинштейну тон рецензии, она выражает в общем правильную мысль о чрезмерной сложности задачи для учеников.
Остальные рецензии варьируют тему: отличная оркестровая часть и слабая вокальная.
И все-таки уж одно то, что консерваторский оперный класс в основном справился с исполнением труднейшего оперного произведения, которое не ставили на оперно-театральных сценах из боязни слишком большой его симфоничности, доказывает, что Н. Г. Рубинштейн и И. В. Самарин в воспитании оперных певцов достигли значительных успехов. После новаторской оперы современного композитора – монументальная классическая опера величайшего симфониста. Было чем гордиться и можно было далее строить смелые замыслы новых оперных постановок. Н. Г. Рубинштейн мечтал об операх Моцарта. Однако ему лично не пришлось уже руководить этими постановками. Они были блестяще осуществлены его преемником – С. И. Танеевым.
Путь, пройденный оперным классом за первый период работы консерватории, ясно показывает восходящую линию его развития. Молодые певцы получили настоящую профессиональную подготовку к будущей деятельности. Под руководством замечательных музыкантов и талантливого режиссера они приобрели навыки работы на сцене.
Рассматривая списки окончивших консерваторию за пятнадцать лет, прошедшие с ее открытия, можно легко заметить неравномерность распределения выпускников по специальностям. Наибольшее число выпускников составляют пианисты – двадцать семь человек и певцы – двадцать шесть человек. По классам скрипки закончило консерваторию четырнадцать человек. По классам других оркестровых инструментов число выпускников весьма незначительно: виолончелистов – четыре, по два человека – из классов флейты, кларнета и фагота, по одному – из классов валторны, трубы, арфы и тромбона. Двое закончили по специальности сценической игры (класс И. В. Самарина) и двое – по классу композиции (в это число не входят те, кто, подобно С. И. Танееву или А. А. Брандукову, занимались сочинением как второй специальностью).
Директор и Совет профессоров консерватории стремились повышать требования к оканчивающим, чтобы поднять общин профессиональный уровень обучения. В январе 1872 года Совет консерватории обсудил и определил точные требования, которым должна соответствовать подготовка выпускников.
Были рассмотрены принципы составления программ для выпускных экзаменов по классам пения, фортепиано, скрипки, теории. Для пианистов установили два профиля специализации: солиста-виртуоза и учителя музыки; для скрипачей – также два: солиста и оркестрового музыканта; для певцов – оперного певца и учителя пения.
На заседании Совета профессоров 14 апреля 1880 года были установлены и введены в действие типы выпускных программ учеников консерватории. Пианисты, скрипачи и виолончелисты должны исполнить произведения крупной и малой формы, приготовленные под руководством профессора, одну-две пьесы, выученные самостоятельно, сыграть в камерном ансамбле (пианисты, кроме того, должны были показать умение читать с листа и играть партитуру). Ученики духового отдела и класса арфы освобождались от участия в ансамбле, но также обязаны были сыграть выученные с профессором и приготовленные самостоятельно произведения. От певцов кроме исполнения экзаменационной программы (в нее тоже входило исполнение выученного самостоятельно) требовалось представление списка выученных ими оперных партий, участие в оперных постановках и концертном ансамбле.
Для оканчивающих по композиции экзамен состоял в сочинении крупного инструментально-вокального или оркестрового произведения на сюжет, заранее заданный Советом, устных ответах на вопросы экзаменационной комиссии по всем музыкально-теоретическим предметам.
Тогда же было постановлено утверждать на Совете профессоров все без исключения экзаменационные программы выпускников (так называемые «экзаменные задачи»).
За двенадцать лет (1869/1870–1880/1881) консерватория выпустила восемьдесят пять.
Первый выпуск состоялся в 1870 году. Консерваторию окончили пианистки А. Зограф и Н. Муромцева (класс Н. Г. Рубинштейна), певица А. Андронова (класс Дж. Гальвани): пианистки получили дипломы со званием Свободного художника и серебряные медали,, певица – аттестат. В 1871 году окончила только одна ученица – В. Байкова по классу пения А. Д. Александровой.
На выпускных экзаменах 1872 года были признаны достойными дипломов: А. Аврамова, А. Баталина, Е. Мясоедова, В. Вильборг, Р. Кебер, П. Конев – по классу фортепиано; Ю. Беляева и З. Рунич – по классу пения; М. Давыдов по двум специальностям – скрипка и сочинение. Аттестаты получили М. Кюндингер (фортепиано), О. Ширинкина и З. Эйбоженко (пение), В. Дмитриев (виолончель).
А. К. Аврамова и П. Т. Конев сразу же, а А. И. Баталина с 1874 и В. И. Вильборг с 1877 года вступили в состав педагогов консерватории. Певицу З. И. Эйбоженко пригласили на императорскую сцену, виолончелиста В. И. Дмитриева – в оркестр Главного театра; певиц Ю. И. Беляеву и О. В. Ширинкину ангажировала киевская опера, З. А. Рунич уехала в Орел, а пианистка Е. М. Мясоедова развернула педагогическую деятельность в Харьковском отделении РМО.
Выпуск 1873 года украшен именем талантливой Е. Кадминой, (ученицы А. Д. Александровой), окончившей с особым блеском. Кроме нее в тот год были выпущены певица М. Иванова и скрипач В. Виллуан, направленный в Нижегородское отделение РМО. Е. П. Кадмина была сразу же ангажирована на императорскую сцену, где ее дебют прошел с огромным успехом.
В мае 1874 года окончила талантливая пианистка С. Шевалье, рано умершая. Аттестаты получили С. Боголепова (фортепиано), И. Лойко (скрипка) и Л. Рабус (пение). С. Боголепова сразу же начала успешную артистическую деятельность. Певец Л. Рабус был ангажирован в Киев.
В шестом выпуске (1875 год) значится имя С. Танеева, окончившего по двум специальностям: фортепиано у Н. Г. Рубинштейна и сочинения у П. И. Чайковского. Ему первому из выпускников была присуждена малая золотая медаль. Вместе с ним окончила ученица К. К. Клиндворта Л. Щербачева, певица М. Терентьева, впоследствии завоевавшая артистическое имя на оперной сцене. В этом же году появился первый выпускник по классу духовых инструментов – А. Орлов-Соколовский, окончивший у К. Ф. Циммермана (кларнет).
1876 год дал двух талантливых выпускников-скрипачей – И. Котека и С. Барцевича. Оба они учились по двум специальностям (скрипка и сочинение) и получили малые золотые медали. Артистическая деятельность первого из них сравнительно рано прервалась (умер в 1885 году); С. К. Барцевич вырос в яркого исполнителя, выступавшего с успехом не только в России, но и за границей. Впоследствии он стал профессором Варшавской консерватории. Вместе с ними окончили Ю. Ильинская (фортепиано), А. Святловская, И. Байц, А. Ваккер (пение), Н. Морозов (скрипка), В. Карпенко (валторна). А. Святловская была сразу же приглашена в Главный театр, где она пела ряд сезонов с большим успехом. Более скромная по голосовым данным А. Ваккер стала преподавательницей пения в училище при Киевском отделении РМО, а пианистка Ю. Ильинская – учительницей музыки в Московском Николаевском сиротском институте. И. Байц успешно выступала в Милане.
В 1877 году окончило семь человек, среди которых – А. Галли и А. Брандуков, получившие золотые медали. Оба они занимались по двум специальностям (А. Галли – по фортепиано и сочинению, А. Брандуков по виолончели и по сочинению). Как уже говорилось, А. И. Галли был впоследствии приглашен в консерваторию в качестве преподавателя фортепиано, а А. А. Брандуков вскоре прославился как талантливый артист. С ними вместе окончили флейтист А. Барсов, пианистка А. Разумовская и скрипачка Е. Вонсовская. Особо стоит сказать о выпускнике И. Булдине (класс И. В. Самарина). Он стал помощником своего профессора в консерватории. Окончивший по классу скрипки Г. Аренде впоследствии сделался известным дирижером.
Девятый выпуск консерватории (1878 год) состоял из семи человек. Окончили – М. Карякин, сразу же приглашенный на сцену императорских театров, и еще двое певцов – М. Страхов и Н. Гинцбург (последний поступил в труппу итальянской оперы в Берлине). Пианистка А. Левенсон проявила себя в педагогической сфере, фаготист И. Порубиновский и виолончелист П. Воинов стали артистами оперного оркестра. По классу декламации окончила М. Закоркова.
Начиная с десятого выпуска (1879) резко возрастает число окончивших: четырнадцать человек. Среди них дирижер и композитор Н. Кленовский (золотая медаль), пианист и преподаватель фортепианной игры Р. Геника. По классу Н. Г. Рубинштейна кроме Р. Геники кончают способные пианистки, известные своей позднейшей артистической деятельностью: Н. Калиновская и Ф. Фриденталь, а также Э. Шайкевпч; по классу К. К. Клиндворта – хороший пианист С. Ремезов, впоследствии известный педагог и критик, и пианистка С. Органова. Выпускники Д. Тархов, М. Рейнер, С. Гилев (пение) поступили на провинциальные оперные сцены. В этом же году консерваторию окончил отличный флейтист-виртуоз А. Химиченко. С аттестатами выпущены были еще четыре человека (три скрипача и один фаготист).
Последний выпуск при жизни Н. Г. Рубинштейна (1880) также был богат талантливыми людьми. Здесь мы видим виолончелиста П. Данильченко, окончившего с золотой медалью, будущую примадонну Главного театра М. Климентову-Муромцеву, отличного пианиста Э. Едличку, которого сразу же взяли педагогом в консерваторию, способного кларнетиста Н. Лакиера и скрипача А. Николаева. В этом же выпуске находится первая арфистка, выпущенная Московской консерваторией, Е. Дмитриева, певицы А. Левицкая и З. Кочетова, первый трубач, воспитанный консерваторией, И. Каценеленбоген и несколько других учеников.
Список окончивших весной 1881 года, уже после смерти Н. Г. Рубинштейна, содержит десять фамилий. Наиболее значительное имя здесь – А. И. Зилоти, игравший «от себя» экзаменационную программу по фортепиано и сдавший все другие предметы в следующем году. Он не только был награжден золотой медалью, но и послан за границу совершенствоваться в пианистическом мастерстве у Листа. Вместе с ним окончила талантливая ученица Н. Г. Рубинштейна П. Бертенсон (Воронец), певица Л. Толстая, бас В. Махалов и тенор М. Медведев.
Невозможно проследить судьбу всех без исключения воспитанников консерватории, окончивших в период 1870-1881 годов. Однако об очень многих можно сказать, что они работали всю жизнь как музыканты-профессионалы, принесли большую пользу русскому искусству и русской культуре, сделали честь воспитавшему их учебному заведению.
Продолжение: часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34