menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Крылья. Часть 1

Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах

Е. ГОРБУНОВА

"Крылья"

Ранней весной 1954 года Александр Корнейчук прочитал в театре только что законченную пьесу «Крылья». Писатель изображал начало деятельности вновь избранного секретаря обкома партии Ромодана, его личные дела и переживания. Одна за другой развертывались картины города и деревни, возникали люди разных характеров и убеждений. Знакомя Ромодана с ответственными сотрудниками обкома и облисполкома, с рядовыми колхозниками и колхозницами, агрономами, врачами, учителями, Корнейчук открывал перед глазами своего героя и перед зрителями широкую перспективу общественных отношений и нравов, как бы распахивал окошко в самую гущу жизни, показывая ее такою, какая она есть.

Жизнь эта, как убеждается на каждом шагу Ромодан, сложна и противоречива, полна резких контрастов. Он видит, как рядом со скромными, честными, трудолюбивыми и доброжелательными людьми благополучно уживаются преуспевающие тунеядцы; как порой по вине шаблонно мыслящих и давно охладевших к делу руководителей угасают и извращаются полезные, многообещающие начинания; как живая и деятельная инициатива практиков, наталкиваясь на казенно-бюрократический аппарат, теряет свою творческую энергию, сходит на нет. На его пути встречаются и люди с исковерканной жизнью, слишком рано простившиеся с мечтами и надеждами молодости, разочаровавшиеся в себе.

Трудно складываются дела Ромодана на новом месте. Прямой и целеустремленный человек, у которого слово не расходится с делом, он сразу же приходит в резкие противоречия со стилем работы, укоренившимся здесь уже с давних времен, и с живым его олицетворением — «главным хозяином области» — председателем облисполкома Гордеем Афанасьевичем Дремлюгой.

Сталкивая этих людей, писатель противопоставляет разные типы руководителей, противоположные методы руководства. С одной стороны живая, инициативная мысль, способность и желание опереться на коллектив, найти у практиков поддержку своим начинаниям, почерпнуть новые знания; с другой — слепое, бездумное копирование внешних форм и методов, принятых «наверху», неколебимое самодовольство, привычка действовать по шаблону. Такими предстают в пьесе Ромодан и Дремлюга.

Председатель облисполкома, «пересидевший» на своем веку не одного секретаря обкома и наблюдавший многие драматические коллизии, глубоко убежден, что перемены в жизни уже не могут коснуться его собственной персоны. Его авторитет в области и «в центре» высок, он не допускал и не допустит никаких отклонений от «контрольного среднего» уровня, он умеет ладить с начальством и управлять подчиненными. Отсюда убежденность в собственной непогрешимости и скептическое отношение ко всякого рода «новым веяниям».

Первые разногласия с Ромоданом не особенно тревожат Гордея Афанасьевича. Требования нового секретаря обкома, касающиеся перестройки работы, и его желание пробудить инициативу снизу Дремлюга принимает с эпическим спокойствием человека, «видавшего виды». На Ромодана он смотрит немного свысока и даже с оттенком снисхождения, как на новичка, еще «не обломавшегося» на ответственной работе и потому берущего слишком круто.

«Ничего... — самодовольно усмехается Дремлюга. — Пошумят, пошумят, а потом все станет на свое место... Не торопитесь, не такое я еще видел».
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13.
Все части книги.