menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Крылья. Часть 7

Не потому ли окружающие Ромодана люди — и старые знакомые и новые товарищи — охотно и доверчиво открываются перед ним, ищут его участия и дружбы. Твердая уверенность, что он примет практические меры, не откажется вникнуть в бытовые нужды и мелочи, приводит старую учительницу истории Александру Алексеевну Горицвет к новому секретарю обкома. Ромодан оказывается в силах переломить пагубную инерцию, казалось бы, окончательно смявшую волю Вернигоры, и возродить его к былым интересам и деятельности. В нем Катерина Ремез угадывает незаурядного человека, с ним она хотела бы связать свою жизнь.

Так, образ главного героя, естественно, становится композиционным центром спектакля, источником действенной связи всех персонажей «Крыльев».

Роль старой учительницы Горицвет, у которой Ромодан учился еще в школе, Корнейчук написал по просьбе народной артистки СССР А. А. Яблочкиной. Узнав, что драматург пишет современную пьесу для Малого театра, Александра Александровна высказала ему горячее желание сыграть в этой пьесе Хотя бы эпизод. «И как трогательно и благородно было это желание, так понятна сердцу современного писателя эта гражданская требовательность актрисы, — вспоминает М. И. Царев, — что Корнейчук создал специально для Яблочкиной роль учительницы. И эта роль стала триумфом старейшей актрисы.

Играя в «Крыльях» роль Ромодана, секретаря обкома, человека .уже пожилого, прошедшего через многие жизненные бури и битвы, я, встречаясь на сцене со своей старой учительницей Горицвет, каждый раз невольно склоняю перед ней уже седую голову и как бы забываю о роли, видя необычайный творческий подвиг девяностолетней артистки».

Эпизод Ромодана с Александрой Алексеевной Горицвет не только органично вошел в художественную ткань спектакля, но и стал своего рода идейным эпицентром всего сценического действия. В своеобразном и привлекательном образе женщины, явившейся «без доклада», «попросту» в кабинет первого секретаря обкома для того, чтобы высказать ему претензии рядовых горожан, потребовать внимания к их повседневному быту и заботам, естественно и без всякого преувеличения сконцентрировались те морально-этические качества, которые олицетворяют достоинство, лучшие гражданские чувства простого советского человека. И хотя весь этот эпизод в спектакле был исполнен с чувством юмора, многие реплики героини вызывали смех в зале, а ситуации выглядели порой комедийно, именно эта короткая сцена с волнующей непосредственностью и простотой проникала в сердца зрителей, помогая образно постигать важную гуманистическую мысль пьесы.

На сцене появлялась несколько старомодная, но живая, умная, полная энергии и замыслов старуха. Экспрессия, с какою отстраняла она Иваненко, никогда прежде не допускавшего без предварительного согласия на прием к секретарю обкома таких незначительных людей, как учительница-пенсионерка, говорила о недюжинном характере героини и вызывала веселую реакцию в зале. Оценки положения дел в городе, высказываемые Горицвет с прямодушной откровенностью человека, не заинтересованного в личной выгоде, ее повесть о собственной жизни и о жизни соседей по квартире были преисполнены тонкой наблюдательности, а шутливость не лишена порой оттенка иронии. Нетерпимая к житейской пошлости, чуждая приспособленчества, полная духовной силы, Горицвет — Яблочкина входила в спектакль как здоровая и неподкупная совесть народа.

Эти особенности героини озаряли коротенькую встречу Ромодана с Александрой Алексеевной светом благородной, нравственной чистоты. Общение друг с другом этих столь разных людей помогало открыться в каждом из них свойствам, при иных обстоятельствах нам неизвестных. Как много говорила зрителям о Ромодане, только что резком и непримиримом в разговоре с Дремлюгой, та внутренняя мягкость и теплота, которая пронизывала его внимательное отношение к своей славной и глубоко уважаемой, хотя и несколько суетливой, не вовремя ворвавшейся в кабинет гостье! И сколько ума, истинной человечности, доверия к партии и к ее обязательствам перед народом в этой сугубо «частной» и доверительной беседе нестареющей старухи!
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13.
Все части книги.