menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Крылья. Часть 8

В этом же плане, только с иными интонациями и оттенками, написана драматургом роль Кирилла Захаровича Вернигоры — начальника областного управления сельского хозяйства и старого друга Ромодана. В спектакле ее тонко и своеобразно исполняет Г. И. Ковров. Его герой с виду простоват и даже несколько неотесан, застенчив в общении и чем-то внутренне глубоко озабочен. В загорелом лице и крупных, загорелых руках Вернигоры, в небрежном полотняном костюме, в неловком обращении с бумагами угадывается человек, долгие годы работавший в поле, привыкший к солнцу и ветру, к просторному открытому небу. В аппарате облисполкома, куда засадил его Дремлюга, талантливому агроному-практику тесно, трудно, не по себе. С утра до ночи сидит он над сводками, инструкциями и отчетами, и негде применить ему свои богатейшие знания, свой драгоценный опыт. Гипнотически властное влияние Дремлюги, его не терпящая возражений манера разговаривать с подчиненными сломили волю Кирилла Захаровича, окончательно подавили его как личность. Теперь он уже не похож на самого себя. В этом сомневающемся, покорном, неумелом чиновнике нет и следа былого размаха его начинаний, смелой устремленности в будущее.

Во всем изверившимся, махнувшим рукой на себя и на свои планы встречает Ромодан своего друга. Их короткие разговоры, мало касающиеся личных отношений, от сцены к сцене меняют свою внутреннюю интонацию, и зрителям открывается рост характера Вернигоры, развертывающийся в новых, созданных Ромоданом условиях. Инициатива, предоставленная теперь Вернигоре, вера в его силы и способности, уважительное отношение оказываются способными пробудить Кирилла Захаровича к прежней, полной энергии и замыслов жизни. Совсем иным, каким-то окрыленным и приподнятым предстает этот внешне неуклюжий человек в финале спектакля. И ни у кого не возникает сомнений, что именно так все и должно было случиться.

Однако в целом глубоко содержательная и важная в идейном отношении роль не разработана драматургом с достаточно действенной мотивированностью. Развитие характера Вернигоры движется в пьесе скачками, интервалы между которыми кажутся агорой слишком незаполненными. Это заметно сузило реализацию намерений исполнителя, ограничило полноту художественной характеристики персонажа.

Указанный недостаток пьесы дал себя знать в сценической характеристике и некоторых других действующих лиц «Крыльев», таких, как Роевой (И. И. Верейский) и его жена (К. И. Тарасова), секретарь горкома партии Калина (Ю. И. Аверин). Артисты сделали многое, чтобы вдохнуть жизнь в своих героев, придать им запоминающиеся черты, наметить внешнюю, а иногда и внутреннюю характерность. Однако отсутствие в пьесе реальных поступков и необходимость ограничиваться словесными самовыявлениями явились причиной неполного успеха исполнителей названных ролей.

Созданные средствами внедраматическими и потому недостаточно органично включенные в конфликт, эти персонажи оказались только внешне затронутыми ходом действия. Конфликт пьесы все же не коснулся наиболее чувствительных сторон их характера, не задел за живое и не заставил тем самым самосильно раскрыть свою внутреннюю сторону. Этот большой недостаток пьесы Корнейчука, фактически обрек важные в идейном отношении фигуры на пассивную декларативность, на роль бездейственных иллюстраций.

К сожалению, недостаточно последовательная и глубокая разработка характеров отрицательно сказалась и на таких интересно задуманных и далеко не второстепенных образах, как Варвара Долина и Катерина Ремез.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13.
Все части книги.