menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Крылья. Часть 9

Варвара, сестра Ромодана, появляется в первом акте среди девушек-строителей, которые во внеурочное время ремонтируют гараж к приезду нового секретаря обкома. Жизнь так изменила Варвару, что родной брат, столкнувшийся с нею лицом к лицу, не узнает ее.

С образом сестры Ромодана писатель связывает весьма существенные стороны идейного конфликта пьесы. Печальная участь колхозницы, имя которой некогда гремело по всей Украине, которую лично принимали секретари ЦК, — наглядное свидетельство губительности методов хозяйственного руководства Дремлюги. Судьба Варвары, бросившей колхоз и ушедшей в город на стройку, полна реального жизненного драматизма.

Корнейчук характеризует Варвару как личность самобытную, яркую, талантливую, как доброго и умного, многое пережившего человека. Но все эти качества не находят достаточно полноценной реализации в действиях героини, в ее сценической функции. Превосходная артистка С. Н. Фадеева сумела преодолеть многие трудности роли и создала яркий образ простой русской женщины из народа, наполнила роль Варвары большими душевными чувствами. Благодаря таланту актрисы удалось досказать в спектакле многое из того, что недоговорил автор. Сердечная, темпераментная, чуткая — такой запоминается зрителям Варвара — Фадеева. А главное, бесконечно любит Варвара свой народ, глубоко чувствует его нужды, запросы, стремления. И это впечатление не стирается до конца спектакля, хотя в последней картине актриса поставлена в особенно трудные условия.

В еще большей мере пострадал из-за внедраматических решений образ Катерины Ремез — женщины, по замыслу писателя и актрисы (И. А. Лик-со), большой и красивой души, способной на открытые порывы сердца и не терпящей компромиссов с пошлостью. Написанная Корнейчуком в несколько приподнятой романтической манере, эта роль могла бы дать интересный материал актрисе: Катерина первая угадала в Ромодане человека большой души, потянулась к нему всем своим сердцем, жаждущим участия и любви. Но обстоятельства, о которых ничего не говорила ей прежде Анна — друг Катерины, — навсегда разрушили ее надежды на союз с Ромоданом. На таком материале можно было разработать психологически богатую характеристику героини. Однако эскизность авторского выполнения роли Катерины Ремез обеднила ее характеристику и создала для И. А. Ликсо известные трудности, с которыми она до конца не совладала.

Идейная и художественная убедительность фигуры Ромодана в спектакле Малого театра помогает зрителям глубоко постигнуть суть его конфликта с Дремлюгой. Юмор, которого так много в спектакле, уступает место сатире, когда на сцене появляется важный, «авторитетный» руководитель области Гордей Афанасьевич Дремлюга. Корнейчук непримирим к этому человеку, для которого жизнь давно превратилась в привычку любоваться собою на высоком руководящем посту, в безмятежно самоуверенное представление, что все на свете существует только потому, что он, Дремлюга, руководит жизнью.

Н. В. Комиссаров, исполнявший эту роль, воздержался от упрощений, которые могли бы быть допущены в угоду прямолинейно понимаемой сати-ричности. Он создал не карикатуру, а реалистический характер-тип, избрав для этого наиболее трудный для художника-сатирика путь. Но именно поэтому ему удалось добиться наибольшего художественного успеха в решении задачи: контраст между внешней формой поведения Дремлюги и внутренним его содержанием художественно выразителен, правдив и истинно сатиричен.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13.
Все части книги.