menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Крылья. Часть 13

Яркий, многокрасочный спектакль Малого театра, соответствующий общему поэтическому и оптимистическому строю «Крыльев» Корнейчука, многим обязан художнику Б. И. Волкову. Особенно хороши декорации первого и последнего актов. Воссоздавая могучую и величественную красоту природы, художник как бы хотел выразить в ее картинах духовную силу и красоту нашего народа, подчеркнуть контраст между прочностью и величием действительности и тщетными усилиями суетливых эгоистов и честолюбцев.

Вековые липы и клены, раскинувшие свои великолепные ветви, поражали и радовали обилием и разнообразием красок, мощной жизненной силой, создавая приподнятость общего настроения, наполняя драматическое действие особым внутренним содержанием.

Однако художник, верно уловивший основную тональность пьесы Корнейчука, не во всем проявил достаточно последовательности и вкуса. В спектакле есть сцены, художественное решение которых вызывает законную неудовлетворенность. К их числу относится, например, уже упоминавшаяся встреча у Анны. Изысканная обстановка квартиры, стильная полированная мебель, хрустальные бокалы и вазы, роскошные цветы на сверкающем рояле, великолепная терраса, вольно сбегающая в безлюдный, теряющийся в вечернем сумраке парк, и многие другие подробности, окружающие Анну и Лиду, — слишком уж контрастируют с представлением о быте простого врача (такая вилла скорее под стать Дремлюге) и, главное, с той строгой драматичностью темы, которую решают здесь писатель и театр.

Ощущение неполноты найденных художником решений оставляет и другая, еще более важная в идейном отношении сцена спектакля — воскресное собрание в колхозе. Драматургический материал открывал в данном случае перед артистами, режиссурой и художником богатые сценические возможности. Здесь тема красоты народной жизни, насыщенное здоровым оптимизмом народное восприятие действительности, обилие лаконичных и сочных индивидуальных характеристик достигают высокого мастерства.

Справедливость требует признать, что художнику удалось передать в оформлении сцены ощущение широты и простора колхозных полей, открывающих зрителю свою бескрайность. От нарядного убранства колхозников, от их шутливой настроенности как бы излучались на сцену потоки света. Но, странное дело, вся эта картина, радовавшая в первую минуту глаз, затем все больше и больше вступала в неуловимое противоречие с внутренней динамикой действия, превращалась в красивую неподвижную раму. Оформление не становилось органическим элементом драматического действия, а, существуя статично, само по себе, начинало незаметно сковывать его. Внешняя неподвижность всей планировки картины в чем-то неуловимо не соответствовала насыщенному экспрессией развитию мысли пьесы.

Здесь художник и особенно, конечно, режиссеры не достигли единства формы и внутреннего ее наполнения, и потому динамика развития, столь присущая всему спектаклю в целом, ушла из этой важной и интересной сцены. Одна из самых значительных и удачных в пьесе, в спектакле эта картина оказалась художественно неполноценной. Такой «перекос» кажется тем более неожиданным и парадоксальным, если вспомнить, что театр сумел успешно решить многие другие эпизоды, иногда уступающие по своей внутренней емкости сцене собрания. Такова, например, сцена заседания бюро обкома, казалось бы, гораздо более статичная и менее выразительная. В спектакле же она принадлежит к числу действенных, решенных с большой глубиной проникновения во внутренний смысл...

Малый театр связан с Александром Корнейчуком долголетней творческой дружбой. На его сцене увидели впервые свет такие прекрасные пьесы писателя, как «Богдан Хмельницкий», «В степях Украины, «Фронт», «Калиновая Роща» и вот теперь «Крылья». Эти спектакли, в которых неизменно участвовали крупнейшие артистические силы театра, вошли в его историю как высокие художественные достижения. Старейший русский театр нашел в драматургии замечательного украинского писателя богатый материал для всестороннего раскрытия актерского и режиссерского мастерства, для идейного и художественного роста всего творческого коллектива.

Важнейшая особенность, которую нельзя не отметить в этой связи, состоит в том, что академический театр, принадлежащий к числу лучших в стране, не замыкается в рамках собственного величия, не отгораживается от современности с ее жгучими и тревожащими проблемами. Репертуар театра, его прочная, длящаяся годами дружба с рядом советских драматургов — свидетельство органической, неослабевающей связи с жизнью, желания и умения смело вмешиваться в ее течение. Пьесы Корнейчука, всегда актуальные, новаторские, дерзающие, — прекрасная основа для реализации этих животворных устремлений нестареющего, идущего в ногу с жизнью академического Малого театра.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13.
Все части книги.