menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Крылья. Часть 11

Другое исполнитель этой роли, И. А. Любезнов, находит свои яркие краски. Его Дремлюга выглядит моложе, физически крепче и потому действует в борьбе с Ромоданом более напористо и откровенно. Это недалекий, самоуверенный и грубоватый служака. Глядя на Дремлюгу — Любезнова, веришь, что он искренне и глубоко убежден в правильности своего поведения, своего метода руководства. Не рассуждать, а выполнять приказ — и все будет хорошо и для него и для области. Образ, воссозданный Любезновым, опасен именно этой закостенелостью: идет человек напролом, вопреки здравому смыслу и жизненной логике событий.

В ансамбле спектакля также выделяется исполняющий роль третьего секретаря обкома партии Гавриила Онуфриевича Овчаренко артист В. И. Хохряков. Его игру отличает большое чувство художественной меры, основанное на проникновении в суть характера персонажа. Хотя роль Овчаренко принадлежит к числу комедийных и даже сатирических, театр добивается не прямолинейного, а по-своему психологического раскрытия роли.

Хохряков создает тип бездумного болтуна, для которого выступление по любому поводу — простое и привычное дело. Не разбирающийся в жизни и в людях, да и не стремящийся к этому, Овчаренко убежден, что именно он, получивший высшее образование и прочитавший много книг, призван учить и просвещать массы.

У Дремлюги его безграничная самоуверенность носит сумрачный оттенок подавляющего всех величия; у Овчаренко то же качество окрашено в более светлые тона безмятежного упоения жизнью и блестящим своим положением. Поспешно присоединяясь к мнению «предыдущего оратора», когда дело требует высказать собственное отношение, Овчаренко на все случаи жизни имеет про запас готовенькую цитату из «капитального труда товарища Нудника».

Хохряков играет Овчаренко с подкупающей мягкостью и органичностью. Все его интонации, жесты, поступки проникнуты поразительной жизненной достоверностью, заставляющей забыть, что дело происходит в театре. Этот пышущий здоровьем толстяк, добродушный, по-своему безобидный и доброжелательный, верующий в непреложность цитаты, выглядит до уморительности смешным и бесполезным рядом с людьми дела.

Непосредственно, с чувством юмора играет роль Самосада артист В. Д. Доронин. Бывший тракторист и солдат Советской Армии, закончивший войну в Кенигсберге, Ефрем Ефремович Самосад ныне неплохо устроился в должности садовника на даче ответственных работников области. Для больного человека, каким пришел с войны Самосад, полезно поливать клумбы в саду да копать червей для предстоящей рыбной ловли Терещенко и Дремлюги, но для здорового, крепкого мужика вроде бы и не годится. В глубине души Самосаду стыдно за этот полупаразитический образ жизни. Но что проку в самобичевании, думает он, когда вокруг живут еще веселее и легче, нимало не заботясь о праве на такое существование.

И Ефрем Ефремович занял спокойную позицию доморощенного эпикурейца, наслаждающегося бытием. Не без иронии поглядывая на пустую и беззаботную жизнь обитателей дачного поселка, Самосад многое подмечает, но почивает за благо ни во что не вмешиваться и не принимать близко к сердцу. Но позиция стороннего наблюдателя праздной и мелочной суеты только до поры до времени устраивает Самосада. И его уравновешенная самоустраненность постепенно начинает давать трещину. Нет-нет да и выскажет он свое недовольство частой сменой партийных руководителей или с досадливым пренебрежением отзовется о любовных неудачах Терещенко.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13.
Все части книги.