Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Крылья. Часть 4
Некоторая замкнутость Царева — Ромодана при встрече с женой давала понять, что Ромодан подавляет драму, происходящую в душе, что, может быть, он не считает себя вправе вносить смятение в жизнь этих людей, и без того жестоко пострадавших, жалобой на тоску и одиночество. Сдержанность в проявлении чувств, целомудренная строгость в отношении к себе и близким соответствовали внутреннему образу героя Корнейчука, стремлению автора дать не сентиментальное, а строгое, подлинно драматическое истолкование той важной темы, какая пролегает в подтексте объяснения Ромодана и жены.
Под стать главному герою в этой сцене были и Анна с Лидой. Е. Н. Гоголева и молодая артистка Ю. И. Бурыгина создали полные истинного драматизма художественные фигуры. Чувство такта и меры, благородная простота — вот что определяло тон исполнения Гоголевой. Ее Анна естественна в обращении с людьми, строга и сдержанна в проявлении чувств. Прекрасное печальное лицо, глубокие выразительные глаза, скупая мимика и жесты говорили, что перед нами женщина, перенесшая большое горе, но не сломившаяся, не потерявшая чувства собственного достоинства. От всего облика Анны — Гоголевой веяло внутренним благородством и душевной силой. Невозможно было не уважать, не любить ее, и каждый понимал, как мучительно страдает Ромодан за жену, за дочь, незаслуженно и тяжко оскорбленных.
Лида в исполнении Бурыгиной — совсем еще юная девушка, почти подросток. На сцене она выглядела немного угловатой, насторожившейся и недоверчивой. Во всех ее движениях угадывалось внутреннее напряжение воли, душевная борьба между естественным чувством любви к отцу и горьким в нем разочарованием. В противоположность родителям порывистая и незакаленная Лида страдала отчаянно, по-детски не умея подавить свою боль. Порыв негодования и осуждения, который обрушивала она на отца, обессиливал Лиду и потрясал Ромодана, заранее готового принять суровый суд близких.
В спектакле отсутствовало ощущение искусственной расчлененности пьесы на два плана — личный и общественный,- — о которой много писали и говорили после опубликования «Крыльев». Театр верно воссоздал внутреннюю идейную основу конфликта, развитием которого являются обе коллизии. Спектакль убеждал в том, что личные переживания Ромодана понадобились Корнейчуку не для того, чтобы с их помощью расширить индивидуальную характеристику героя, показав его и «на работе» и «дома». Драма, которую выстрадали Ромодан, Анна и Лида, порождена теми же причинами, какие способствовали возвышению Дремлюги, укоренению его взглядов и методов руководства. Именно эти обстоятельства жизни нарушили доверие и дружбу в семье Ромодана, поколебали веру в любовь, разъединили детей и родителей.
О монолитном единстве идейно-художественной основы спектакля Малого театра свидетельствовала и другая, прямо противоположная по своему виду сцена заседания бюро обкома партии под председательством Ромодана. В чтении эта сцена вызвала особенно резкие возражения. Театр точными реалистическими средствами выявил ее богатый сатирический подтекст. Этот, казалось бы, столь узкий сценический плацдарм, так же как и скупой текст, предоставленный в распоряжение исполнителей, не помешали артистам М. И. Цареву, Н. В. Комиссарову, В. И. Хохрякову, Г. И. Коврову, Ю. И. Аверину и другим участникам создать художественно законченные общественные типы.
Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13.
Все части книги.