menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Крылья. Часть 2

Но на этот раз все поворачивается по-иному, и конфликт Ромодана с Дремлюгой приобретает острый драматический характер, становится основанием для постановки важных общественных вопросов, средством решительной защиты достоинства и прав простого человека, превращается в битву за утверждение подлинно ленинских норм руководства. Корнейчук отстаивает в «Крыльях» важную гуманистическую идею, твердо становясь на сторону тех смелых новаторов, вроде агронома Вернигоры или колхозницы Варвары, чья жизнь изломана и смята в угоду казенным идеалам Дремлюги. С болью и тревожным сочувствием рассказывает он о таких, как Лида, которая в самом начале своего пути познала клевету и недоверие, познала яд сомнения в самых близких и дорогих людях.

Именно эта гуманистическая идея «Крыльев» создает единство конфликта, объединяющего в целостном драматическом действии разрозненные, казалось бы, сюжетные линии и персонажи пьесы, два ее главных плана — общественный и личный.

«Мы горячо полюбили новую пьесу Корнейчука, — говорил в беседе с автором этой статьи главный режиссер театра К. А. Зубов. — Уже после первого чтения и особенно в процессе репетиций нам стало ясно, что это произведение большой политической мудрости, чутко улавливающее перемены в действительности, смело вмешивающееся в течение жизни. Корнейчук в «Крыльях» не упрощает этой жизни, не сглаживает ее противоречий и трудностей...».

Однако споры, разгоревшиеся по поводу пьесы в писательской среде и на страницах печати, осложняли творческую атмосферу в театре. Потребовалась выдержка и убежденность в правоте своего выбора, чтобы не дрогнуть, не отступиться от «Крыльев».

Пьеса Корнейчука действительно выделялась на фоне привычного репертуара остротой своего содержания, не сразу и не всеми оцененного по достоинству. Вместе с тем наличие в ней художественных недостатков (незавершенность главной драматической коллизии и прямолинейность отдельных ситуаций) толкнуло критиков на одностороннюю оценку пьесы, помешало заметить главное достоинство «Крыльев» — новаторство темы и оригинальность ее художественного решения.

Тема пьесы, ее идейный конфликт в то время многим показались «слишком» уж смелыми, не все даже сумели оценить главное их содержание. Были сделаны попытки измельчить замысел драматурга, свести действие «Крыльев» к простой иллюстрации широко известных партийных постановлений по сельскому хозяйству.

Требования действительности, ее свежий голос слышны в «Крыльях» Корнейчука. Сила нашей партии и народа воплощена в образах руководителей и рядовых коммунистов, в образах беспартийных советских энтузиастов — всех тех, для кого директивы и инструкции, повестки и тезисы не заслоняют живого человека, а служат средством улучшения его жизни. Это пьеса о человеке, который строит новую жизнь, и о новой жизни, которая строится для человека, имя его счастья.

Достоинство постановки Малого театра состоит в том, что в спектакле ярко и образно воссоздан оптимистический строй народной жизни. Глубина трактовки сложного и многогранного материала проявилась прежде всего в том, что коллектив артистов и постановщики спектакля К. А. Зубов и В. И. Цыганков выдвинули на первый план светлый и жизнеутверждающий пафос произведения. Не случайно на афише Малого театра под названием пьесы «Крылья» появилось слово «комедия».
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13.
Все части книги.