menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Крылья. Часть 10

Возможности емкой реалистической характеристики центрального сатирического персонажа комедии были заложены в самой пьесе. Создавая образ Дремлюги, Корнейчук наследовал лучшие традиции русской классической комедиографии и развивал вместе с тем собственный опыт. Именно поэтому драматург решительно уклонился от легкой и соблазнительной возможности окарикатурить свой персонаж, допустить в его характеристике такую меру заострения отрицательных черт, которая ставит характер действующего лица на грань шаржа.

Представляя Дремлюгу правдиво и реалистично, Корнейчук создал в пьесе для него такие условия, при которых сатиричность характеристики обнаруживается сама собой, без особого и специального подчеркивания.

Во внешнем облике, в манере говорить и держать себя у Дремлюги — Комиссарова не было ничего утрированного и нарочитого, рассчитанного на смешок в зале. Напротив, все в нем солидно, капитально, все соответствует его представлению о собственной значительности и потому внешне убедительно. Дремлюга — Комиссаров по-своему даже величественная и монументальная фигура. Но чем сановитее его повадки, чем неколебимее уверенность в своей правоте и достоинствах, тем смехотворнее потуги произвести впечатление на окружающих, тем острее сатирическое разоблачение.

Идя по пути художественного углубления образа, Н. В. Комиссаров не трактовал Дремлюгу как человека, сознательно приносящего вред, противодействующего связям партии и народа, он не выдвинул на первый план и какие-либо эгоистические или корыстные мотивировки его поведения. Наоборот, его герой честен и бескорыстен, по-своему предан делу и интересам партии, как он их сам понимает. Но объективно он уже неспособен приносить пользу, ибо превратился в препятствие на пути нового, мешает улучшению жизни.

В соответствии с таким замыслом Н. В. Комиссаров создал характер человека властного, требовательного, до грубости несдержанного, привыкшего не считаться с чужим мнением и во всем опирающегося на свой собственный опыт и авторитет. По-своему Дремлюга даже самоотвержен — он не пользуется отпуском, дни и ночи проводит в исполкоме, во все вникает сам и сам решает крупные и мелкие текущие вопросы. Требуя беспрекословного подчинения своей воле, Дремлюга являет собой образец нерассуждающего исполнителя. Так понимает он свое жизненное назначение. Проводя дни и ночи на заседаниях и совещаниях, точно выполняя инструкции и «спуская» их «вниз», Дремлюга свято верит, что в этом и состоит его служение партии.

Беда и объективный вред Дремлюги, как и вообще людей такого типа, в том, что, отказавшись от самостоятельности и инициативы, пренебрегая демократическими методами руководства и слепо полагаясь на всемогущество аппарата, он убивает в окружающих живую мысль, творческую энергию. Расшатать эту кряжистую, глубоко укоренившуюся в своих заблуждениях личность не просто. Нежелание Дремлюги до конца сдавать свои позиции, его угрозу «дойти до ЦК», Н. В. Комиссаров обосновывает логикой характера. Потому и в финале спектакля Дремлюга не утрачивает внешней импозантности. Однако артист дает понять, что его герой многое и тяжко пережил за последнее время. Правда, пока он только озлоблен и возмущен, но еще не понял, что же такое случилось на свете. Но несомненно и известное замешательство: рушатся привычные устои, а почему, что будет дальше — непонятно.

Трудно ему, даже, пожалуй, невозможно, после двадцати лет руководства областью («наша область никогда не была отстающей») согласиться с выводами и советами «мальчишки» Ромодана. Мешает этому не только сила инерции, ставшая единственной его двигательной силой, но и ослепляющее чувство обиды, сознание, что «подорван его авторитет».

Трагикомическая ситуация, в какую поставил Корнейчук своего героя, помогла артисту разоблачить персонаж изнутри, не прибегая к искусственным преувеличениям, не сгущая без надобности краски и интонации. Драматический материал, полученный умным и наблюдательным художником Н. В. Комиссаровым, послужил основой для создания крупного по своему значению характера-типа. Образ Дремлюги — Комиссарова в спектакле Малого театра был одним из замечательных художественных достижений современной театральной жизни.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13.
Все части книги.