menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 2)

Интервью с Борисом Мессерером

Начало: Часть 1.

Интервью с Борисом Мессерером

Эта выставка - событие радостное, направленное в первую очередь в сторону рядового посетителя. Хотелось, чтобы люди небогатые, может быть никогда не бывавшие в Главном театре, увидели не только эскизы, макеты знаменитых художников, но почувствовали себя в атмосфере настоящего театрального праздника. Создать зрительный эффект присутствия даже не на спектакле, а как бы внутри театрального действия, одновременно сочетая все это с выставочной экспозицией - задача не из простых. Для этого мы показываем сами декорации - итог работы всех мастеров, создающих вещественное оформление спектакля - задники, детали декораций: хоругви, знамена; мебель, бутафорию, и, конечно, костюмы. Кроме того, мы выстроили две сценические площадки, близкие к натуральным размерам сцепы Главного театра. Первая, украшенная задником с изображением квадриги Аполлона, открывает экспозицию и предназначена для ежедневных концертов артистов Главного театра. Завершает выставку воссозданная финальная сцена из "Ивана Сусанина" в подлинных декорациях и костюмах Петра Вильямса.

Задача, действительно, сложнейшая. А сели учесть ещё широкие хронологические рамки и огромное количество имен и экспонатов, то, безусловно, перед Вами, как автором экспозиции, встает множество проблем....

Главной проблемой был количественный отбор и качественная (по степени сохранности, в особенности, задников) подготовка экспонатов. Просмотрели свыше полутора тысяч работ. То, что я увидел, для меня стало настоящим открытием. Я не представлял, какие богатства хранятся в запасниках музеев, какое огромное количество художников работало в Главном театре. Совершенно потрясают работы ранних мастеров! Или, например, Исаак Рабинович. Я и раньше видел его эскизы костюмов, которые кочуют с выставки на выставку, но что их такое количество, и так это замечательно сделано, не предполагал. Они требуют отдельного показа и, может быть, в дальнейшем стоит подумать о специальной выставке. Или Федоровский - колоссальный художник. Он мог бы один весь Манеж завесить... Все вместе это слагается в столь величественное зрелище, что хотелось показать как можно больше, поделиться этой радостью с посетителями выставки. Я считал, хотя может это парадокс, что все художники, когда-либо работавшие в Главном театре, должны быть представлены, пусть даже одной работой. Но эту одну заветную работу я старался обязательно включить. Ведь за этим стоят огромные человеческие судьбы. Человек, хотя бы однажды прикоснувшийся к работе в Главном театре, сохраняет это воспоминание навсегда. В общем, при отборе экспонатов я пережил просто мучительный процесс, когда приходилось все-таки что-то отставлять, что-то не показывать. Это споры всегдашние, вечная проблема, но выхода нет. В конце концов, выставка - дело коллективное, и мы все решали вместе с работниками музеев.

Какими критериями Вы руководствовались при отборе, сокращениях?

Местом, только местом, и некоей пропорцией. Не просто принципом равнопредставленности. Тематически стратегию экспозиции разрабатывал главный идеолог пашей выставки В.И.Березкин. Наиболее значительные художники выделены в персональные разделы, другие объединены по временным периодам и показаны более жестко и сжато, вплоть до одной работы. Что касается организации структуры выставочного пространства, то для создания особой театральной атмосферы, все окна Манежа мы закрыли специальной светонепроницаемой пленкой. Но главное, необходимо было разрешить возникшее противоречие между желанием экспонировать обычным выставочным способом, так сказать, плоскостные работы - эскизы художников, на что, конечно, хватило бы Манежа, - и желанием, показать эти огромные задники, костюмы, бутафорию и т.д. Конечно, при таком подходе проблема с местом обостряется, так как для осмотра крупных, объемных форм - а размер задника Главного театра 24 на 13 метров, - нужны возможность обхода, пространство, с которыми мелкие формы уже не сочетаются. Требовался какой-то специальный метод. Я решил поделить экспозицию па две части: одну отдать под эскизы, макеты, а в другой разместить сами декорации. Учитывая, что Манеж - 110 метров по длине, механически перемещать такое количество работ невозможно. Я выклеил огромные ленты по 11 метров. Затем, впервые применяя компьютерные технологии, мы сканировали все работы в масштабе 1/10. Вот их-то и двигали по этим лентам. Это очень помогло. Приходили дизайнеры, дивились нашей просвещенности. (Хотя и здесь каждая подвижка была болезненна: надо или все переклеивать, или резать эту бумагу, вставлять какие-то куски). Грандиозный, сложнейший труд. В натуре развеску делали уже согласно, так называемым, «монтажным листам».

Продолжение: Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.