menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 6)

ЗДАНИЕ БОЛЬШОГОНачало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5.

ЗДАНИЕ БОЛЬШОГО

1856 году после известного пожара было построено новое здание Главного театра по проекту архитектора А. Кавоса, который сохраняет оставшиеся кирпичные стены Главного Петровского театра, но при этом вносит существенные изменения по сравнению с проектом О. Бове. По воспоминаниям современников, здание Главного театра при всей красоте и гармонии архитектурного облика, по внутренним помещениям носило следы поспешной и некачественной строительной работы. Так, над зрительным залом была построена живописно-декорационная мастерская, но только в 1876 году было произведено утепление ее кровли, т.е. почти 20 лет мастерская эксплуатировалась недостроенной. Можно сказать, что театру сразу не стало хватать производственных площадей, а за кулисами было крайне тесно. Чтобы хоть как-то снизить остроту этой проблемы, в 1886 году были надстроены два этажа над одноэтажной частью здания за сценой.

Именно тогда колонны заднего фасада, сохранившиеся от здания О. Бове, оказались внутри декорационных складов, где благополучно пребывают и поныне. В августе-сентябре 1895 года в степах и сводах коридоров всех ярусов театра появились многочисленные трещины. Основные причины, как отметила «Особая Комиссия для осмотра Главного Московского театра» под председательством директора императорских театров И.А. Всеволожского, объяснялись как «...результат целой совокупности разнообразных условий, как то: неизбежной осадки новых фундаментов, гнилости свай под другими стенами, неудовлетворительности фундаментов, под которыми нет свай...» и т.д.

В срочном порядке был частично подведен фундамент под наружные и внутренние стены, укреплены своды над коридорами зрительских ярусов. Однако кардинально причины аварийного состояния здания так и не были устранены. Только в начале 20-х годов 20 века была «устранена реальная угроза гибели зрительного зала путем подводки фундамента под здание Главного театра (работы велись в течение двух лет круглыми сутками, не прерывая нормальной эксплуатации театра)...». В 1938 году была выполнена грандиозная работа по замене существовавшего перекрытия сцены. Конструкции перекрытия, включающие сложные деревянные стропила, к этому времени полностью обветшали и представляли реальную угрозу для работы театра. Были смонтированы новые металлические конструкции общим весом 627т. В комплексе с этими работами была увеличена площадь сцепы, а высота колосников поднята до 29,4 м без нарушения габаритов и архитектурного облика здания. 28 октября 1941 г. в Главный театр попала бомба.

«Театр не был замаскирован, лишь колоннаду завесили декорацией из оперы «Князь Игорь» да зачехлили Аполлона. Не исключено, что немецкий летчик и принял Аполлона за замаскированную зенитку. Туда он и сбросил полутонную авиабомбу, которая разорвалась у центрального подъезда. Здание закачалось, как подвесная люлька, но выстояло. Фасадная стена наполовину разрушилась, обвалился потолок нижнего фойе. Поднялся столб пыли и тротиловой гари, из-за которого не было видно даже очертаний здания театра. Взрывная волна прошла в сторону гостиницы «Метрополь», выбила рамы на 5 этаже, отбила штукатурку на стенах. При взрыве погибли часовой Тюников, вахтер Н.Смирнов, П. Лебедев (дежурный Д.Р.) остался жив, уцепившись руками за перекладину лесов. Погибло 13 прохожих. Все были очень расстроены, многие плакали на репетиции в филиале ГАБТа. Работы по восстановлению театра были начаты сразу и закончились в 1943 году. В 1940-41 годах группой архитекторов под руководством академика архитектуры И.В. Жолтовского был разработан комплексный проект реконструкции Главного театра. Среди основных предпосылок необходимости реконструкции авторы указывали: отсутствие в театре противопожарной системы безопасности, кондиционирования, недостаток места для размещения декораций, нехватку репетиционных помещений и артистических.

За базовые положения были приняты следующие (привожу их подробно, так как актуальности они не потеряли, к сожалению, до сегодняшнего юбилея театра): - при любых возможных вариантах наличие пристроек со стороны Копьевского переулка и улицы Петровка обязательно; - для перегрузки декораций и бутафории неходовых спектаклей на автомашины для отправки па храпение в склады, необходимо устройство позади театра перевалочного двора, шириной до 15 метров, удобно связанного с внутренними складами театра и планшетом сцены; - необходимость устройства дополнительных сейфов для мягких декораций и репетиционных помещений может быть решена или надстройкой над задней частью театра или постройкой отдельного корпуса, непосредственно связанного со сценической частью театра; и главный вывод авторской группы: варианты, составленные без пристройки и надстройки задней части театра, не разрешают полного комплекса требований театра и являются временными решениями, только отодвигающими на непродолжительное время вопрос о полной реконструкции театра при значительных временных затратах, являющихся непроизводительным накладным расходом на работы по реконструкции. Проект Жолтовского предполагал надстройку задней части театра до завершения в цельный полный объем всего здания и продления его до Кузнецкого моста. По мысли Жолтовского, только в этом случае Главный театр в генеральном плане Театральной площади приобретет доминирующее значение, как по своему новому объему, так и по своему положению.

Идеи Жолтовского и для сегодняшнего дня сохраняют свое провидческое значение. Прекрасное знание потребностей театра, творческая смелость в разрешении реконструкционных проблем в историческом здании, масштабность подхода крайне необходимы для сохранения и развития национального объекта, каковым является Главный театр. Великая Отечественная война, к сожалению, не позволила этому проекту воплотиться в жизнь. Восстановление народного хозяйсгва после войны так же требовало значительных средств, что отодвинуло комплексную реконструкцию опять на неопределенное время.

 

Продолжение: Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.