menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 1)

Главный театр в Главном манежеБОЛЬШОЙ ТЕАТР В БОЛЬШОМ МАНЕЖЕ 

Автором идеи выставки был Сергей Бархин. Это он придумал показать в огромном пространстве Манежа не только эскизы и макеты, но и работу мастерских: задники, костюмы, мебель, реквизит. И, главное, заинтересовать своей идеей прежнее «руководство театра, убедить в необходимости изыскать для ее реализации необходимые - и очень немалые финансовые средства. Над проектом работали целый год. И в это время решением сотен и сотен сложнейших организационных проблем самого разного характера занимался заместитель директора театра Дмитрий Родионов. Он решал их оперативно, спокойно, конструктивно, поддерживая все, казалось бы, почти невыполнимые предложения творческой команды, которая делала экспозицию и каталог.

Команда же была выбрана опять-таки Бархиным: ему принадлежит инициатива приглашения Бориса Мессерера в качестве главного художника экспозиции, и одного из лучших современных книжных дизайнеров - Бориса Тимофеева, сделавшего прекрасный макет двухтомного Альбома-Каталога. Он пригласил и автора этих заметок. Я выполнял, хотя и достаточно трудоемкую, но вполне обычную искусствоведческую работу по курированию и придумыванию композиционного принципа экспозиции, по разработке ее сценария и наполнению его произведениями, которые отбирались в музеях (прежде всего самого Главного театра, а также имени Бахрушина, имени Глинки, немного в Третьяковской галерее и в мастерских самих художников), наконец, по написанию текстов для Альбома и составлению Каталога.

Структурный принцип эскизной и макетной части экспозиции родился сразу - сочетание групповых разделов и персональных монографических, в которых должны были быть представлены художники, внесшие наибольший вклад в декорационное искусство Главного театра на разных этапах его 225-летней истории. Точно также сразу было ясно, что центральную часть экспозиции (инсталляцию из декораций, предметов реквизита и костюмов) должна открывать сцена - место, где зрители смогут увидеть искусство артистов Главного, как в видеозаписи на экране, так и в ЖИВОМ исполнении. А во всем экспозиционном пространстве Манежа должна звучать музыка, создавая аудио среду, в которой постоянно находится зритель.

К сожалению, по техническим причинам не удалось воплотить замысел, чтобы эта аудио среда была различной для каждого раздела, чтобы зрители, переходя, скажем, от Федоровского к Дмитриеву и так далее, оказывались в сфере звучания той музыки, которая наиболее соответствовала главным произведениям данного художника: Федоровский - Мусоргский, Дмитриев - Чайковский, Вильяме - Прокофьев. В пространстве Манежа зрителям предстояло увидеть не только эскизы, макеты и инсталляцию костюмов и декораций, но также живое искусство артистов, видеозаписи спектаклей. И все это в окружении звучащей музыкальной среды.

Отсюда родилось определение проекта - не «выставка», как предполагалось вначале, а художественно-театральная акция под названием «Главный театр в Главном Манеже». При работе над монтажными листами экспозиции эскизов и макетов самой трудно решаемой была проблема отбора, количество работ, достойных быть экспонированными (и, естественно, отснятых для Альбома), более чем вдвое превышало габариты боковых стен Манежа (по 200м с каждой стороны). Возникла необходимость отсева, который Мессерер производил - свидетельствую - с колоссальными мучениями и душевной болью за каждый не вошедший в экспозицию эскиз. Потому что все, от чего пришлось отказаться, заслужило быть представленным зрителю. Но для этого требовался как минимум, второй Манеж. Вместе с тем, несмотря на ограниченность места, в экспозицию были включены и работы художников над неосуществленными спектаклями - никогда не выставлявшиеся эскизы декораций и костюмов Бориса Григорьева 1919 года к опере «Снегурочка» и Евгения Лыс к «Лоэнгрину» 1979 года.

Эти работы не только украсили выставку, но обозначили упущенные театром возможности развития его декорационного искусства в несколько ином направлении. Проблема жесткого отбора работ для репродукций стояла и при макетировании Альбома. Что касается собственно Каталога, то в него хотелось включить не только экспозиционные работы, но и все те эскизы декораций, костюмов, реквизита, которые хранятся в музейных коллекциях (в Каталог включено более 6000 единиц хранения), и тем самым представит практически, всех художников, которые когда-либо работали в Главном театре и которых значительно больше, чем участников выставки. К сожалению, абсолютной полноты, по различным причинам, достигнуть не удалось. Однако и в таком виде Каталог позволяет понять, сколь грандиозен объем деятельности художников, как известных, так и мало известных, отдавших свой талант и умение Главному театру.

Виктор Берег

Продолжение: Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.