menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 8)

ПОСТАНОВОЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ В ФИЛИАЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7.

ПОСТАНОВОЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ В ФИЛИАЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Материальной базой искусства освещения спектакля является постановочное освещение - комплекс светотехнических средств и приемов, с помощью которых может быть воплощена та или иная режиссерская идея, реализован замысел художника. Технические средства постановочного освещения в значительной мере определяют место света в сценографии спектакля. И, наоборот, современные сценографические идеи дают импульс для поиска и совершенствования технических средств и приемов постановочного освещения. Поэтому установление соответствия между художественными и техническими средствами -первостепенная задача, которую при проектировании нового или реконструкции старого театра должны стремиться решить художники по сведу и технические работники театра, архитекторы и инженеры.

Для осуществления проекта постановочного освещения нового здания для филиала Главного театра России была выбрана фирма «Светлость театр - Swetlost teatr». Театр, изучив предложенную фирмой документацию, представленную в виде предложений и проектов на разработку концепции художественно-постановочного освещения, пускорегулирующего оборудования и систем управления театральным освещением, пришел к выводу, что данная работа, выполненная по техническому заданию института «Гипротеатр», требует доработки - предварительная светотехническая спецификация, а также создания на се основе планов размещения всего светотехнического комплекса с учетом того, что художнику по свету, работающему в Главном, необходима полная световая палитра оборудования и специальных эффектов.

Согласившись с требованиями театра, фирма представила несколько вариантов концепции постановочного освещения. Предложения фирмы «Светлость театр», доработанные совместно со специалистами Главного театра, свелись к следующему. Вариант первый соответствует всем требованиям технического задания, выполненного Гипротеатром. В этом варианте представлены три светотехнические фирмы: Strand, Pani, Nilhammer. Если потребуется доработка самого технического задания, возникнут изменения в ходе проектирования, фирма готова к сотрудничеству. Вариант второй, предложенный фирмой, интересен, технологически проработан, вызывает уважительное отношение к работе, т.е. фирма хочет установить в филиале Главного театра самое лучшее современное оборудование. Фирма взяла на себя: доработку проектной документации, создание планировки, составление уточненной спецификации; монтаж, пуско-наладочные работы, обучение специалистов; транспортировку и поставку светотехнического оборудования; гарантийное обслуживание; необходимые доработки по спецэффектам, которые не были заложены техническим заданием, но необходимы театру.

Предложения фирмы «Светлость театр», доработанные совместно со специалистами Главного театра
1. Светоаппаратная - уровень партера зрительного зала. Установить центральный компьютер для управления всеми процессами, происходящими па сцене.
2. Светопроекциоииая (фронтапышя) - уровень бельэтажа, задняя стена зрительного зала, с левой и правой сторон от спецложи. Обеспечивает театральную проекцию, кинопроекцию, видеопроекцию.
3. Осветителъские ложи с левой и с правой стороны от архитектурного портала. Установить прожекторы с дистанционной сменой светофильтров и следящие прожекторы.
4. Верхнее освещение. Предусмотреть специальный осветительский мост, размещенный над люстрой зрительного зала, для дополнительных возможностей освещения. Светотехнический комплекс, размещенный на сцене, представляет собой сложную взаимозависящую, законченную систему, состоящую из верхнего, бокового и нижнего освещения. Верхнее освещение состоит из софитных подъемов, расположенных на каждом плане сцены, внутри которых размещены: прожекторы с дистанционным управлением - изменением по вертикали и горизонтали, изменением фокусного расстояния, сменой светофильтров - с центрального пульта; светильники рассеянного света с цветными светофильтрами; проекционное оборудование для создания специальных эффектов: специальные световые занавесы с 20-ти цветным скроллером.

Боковое освещение: боковые передвижные башни, количество которых определяется количеством планов сцены, внутри которых размещены прожектора со сменой светофильтров; подъемно-опускные горизонтальные фермы с включениями для специальной подвески нестандартного оборудования; прожекторы с дистанционной сменой светофильтров, уста наливаемые на боковых и задних галереях, перемещаемых при помощи передвижных кареток по монорельсу. Нижнее освещение: рампа с малогабаритными светильниками рассеянного света, устанавливаемая перед оркестровой ямой (12В, 50Бт); рампа с малогабаритными прожекторами и светильниками и стробоскопами (для спецэффектов), устанавливаемая за оркестровой ямой; переносное осветительное оборудование, устанавливаемое на планшете сцепы. Данная спецификация оказалась реальной и осуществляется в филиале Главного театра. В качестве примера ниже приведена часть спецификации.

Дамир Исмагилов, художник по свету

Продолжение: Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.