menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 40)

Главный театрНачало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39.

НИКОЛАЙ БЕНУА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Николай Александрович Бенуа создал художественное оформление трех оперных спектаклей Главного театра: «Сон в летнюю ночь» Б.Бриттена (1965г., режиссер-постановщик Б.Покровский), «Бал-Маскарад» Дж.Верди (1979 г., режиссер-постановщик С.Штейн) и «Мазепа» П.И.Чайковского (1986г., режиссер-постановщик С.Бондарчук). Это были объемные, грандиозной выразительности спектакли. Зрелище, которое приковывало к себе внимание зрителя.

Вспоминая многие виденные спектакли, представляешь окружающее артистов материальное оформление, проще говоря, обстановку происходящего действия, которая, пусть даже не полностью, но возникает перед глазами, как обязательная среда каждого запомнившегося момента спектакля. Когда художник собирается знакомить работников мастерских с эскизами или макетами будущего своего спектакля, предполагает ли он, что происходит в душах (именно так!) исполнителей его декораций и костюмов, бутафории и сценических эффектов? Он думает, что нервничает лишь он один. Мало того, ему кажется, что кругом недоброжелатели, тогда как в действительности они идут на встречу с его творением не только как агнцы на заклание, но и с ожиданием чуда, с предвкушением особой радости, что, естественно, не всегда сбывается.

Разглядывать макет -особенное удовольствие, иногда это как открытие целого мира. Итак, художник пришел в мастерские. Мы его обожаем и будем делать все, как он захочет. Отдадим ему все свои познания и в театральной живописи, и в технологических особенностях всего на сцене сущего, и даже сверх того. Мы постараемся. Однако периодически появляются художники с казалось бы невозможным для исполнения заданием, чем повергают нас в состояние, которое можно и нужно преодолеть, собрав все свои силы. Когда Николай Александрович Бенуа представил свои эскизы к опере «Сон в летнюю ночь», мы вначале не почувствовали, чем «грозит» нам, мастерским и постановочной части, художественно-техническое решение спектакля и какие предполагаются открытия, которые в итоге войдут в историю декорационной технологии и будут использоваться в последующей практике не только Главного театра. Сюжетной основой оперы является одноименная пьеса В.Шекспира, написанная драматургом в конце 16-го века.

Чудесные происшествия и сказочные превращения происходят в ночь на «Иванов день» - народный дохристианский праздник, падающий на летний солнцеворот. Место действия - дворец афинского герцога и окрестный лес. На протяжении всего спектакля на сцепе находятся 18 деревьев высотой до 14 и диаметром до 0.7м. Свисающие сверху падуги-кроны деревьев (лиственная аппликация из негорючей полихлорвиниловой пленки) при переходе к сцене «Дворец герцога» убираются вверх и взамен них опускаются падуги, представляющие собой сводчатые арки. При этом деревья, играя роль колонн, меняют свое местоположение, располагаясь симметрично, что характерно для дворцового зала. Сцена освобождается от объемных холмов и других неровностей «почвы», появляются мебель, светильники, а на подвешенном на заднем плане полихлорвипиловом просветом экране появляется проекция перспективы дворцовых залов вместо проекции лесной чащи в предыдущей картине «Лес».

Казалось бы, невеликие трудности. Но деревья, оказывается, должны быть просвечивающимися, так как по ходу действия сказочные лесные персонажи - эльфы не ладят друг с другом, и в соответствии с их настроением деревья вспыхивают изнутри красным, зеленым или желтым светом даже при полном затемнении сцены. Следовательно, оболочка, то есть кора деревьев, должна быть монолитной, без видимых стыков. Не должен просматриваться и каркас, удерживающий и оболочку, и само дерево-колонну в вертикальном положении. Кроме того, при идеальной колонной форме оболочка ствола должна иметь присущий коре дерева рельеф. Из чего же такое можно сделать? Перебираем все известные способы изготовления - ответа не находим. Специалисты мастерских ничего подобного еще не делали, да и не видели у других. И тут пора сказать главное.

Отправной точкой для решения этой задачи послужили сказанные Н.А.Бенуа слова, что в Италии химическая промышленность выпускает некую пластмассу, которая применяется у них и для декораций при изготовлении самых разных рельефов. Ее название ничего нам не говорило, образца также не было. Но художник знал, что его задание выполнимо. Тогда мы рассудили, что подобное должно быть и в нашей стране, просто мы с этим не встречались, надо искать. Вспоминаем вce листовое пластмассовое, но стыки при соединении листов по высоте никак нас не устраивают. Шейки вообще не подходят.

Присматриваемся к полупрозрачному стеклопластику, показываем кусочек Николаю Александровичу, он утверждает, и завертелось... После консультаций со специалистами завода Синтетических материалов и научными сотрудниками Института пластмасс, после ознакомления с техникой изготовления листового стеклопластика к нам приходит догадка, как осуществить технологический процесс получения бесшовных колонн-деревьев. Конструкторы мастерских продумали конструкцию невидимого при подсветке внутреннего стержня-каркаса и способа крепления на пего просвечивающей оболочки, а также формовки рельефа-коры одновременно с оболочкой (об этом см, статью в сборнике «Сценическая техника и технология», вып. 1,1984). Затем было решено уже привычное - вопросы установки и передвижения на сцене смонтированных колонн. (Продолжение следует...)

Продолжение: Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.