menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 26)

ТеляковскийНачало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25.

Кто, когда и как управлял Главным театром? (Продолжение. Начало в 23, 24, 25 частях)

Благотворно повлияла на ситуацию позиция музыкальной общественности Москвы, объединенной вокруг Императорского Российского музыкального общества и Московской консерватории. В начале 80-х годов волна государственных реформ, начавшаяся в 1861 г. отменой крепостного права, доходит, наконец, до театрального дела. Но, как и многие наши «спускаемые сверху» реформы, оказывается сугубо чиновничьей, не давая, в частности, самостоятельности для организационно-творческого развития Главного театра. Позволю себе не давать оценки деятельности Павла Михайловича Пчельникова на посту управляющего Московской Конторой (1882-1898).

Это был очень трудный период в судьбе Главного театра (пытались, например, ликвидировать балетную труппу и т.п.) Для выведения Главного театра из творческих и организационных злополучий понадобился приход такой яркой личности, как Владимир Аркадьевич Теляковский, который, после трехлетнего руководства Московской конторой (1898-1901), до февраля 1917г. осуществлял организационно-творческие реформы, возглавляя Дирекцию Императорских театров в Петербурге. Этот период с полным правом можно назвать «эпохой Теляковского». Московской конторой в этот период руководили Николай Константинович фон Бооль (1901-10) и Сергей Трофимович Обухов (1910-1917). После Февральской революции Дирекция Императорских театров была преобразована в Дирекцию государственных театров и просуществовала в таком виде до ноября 1917 г. Руководство осуществлял Ф. Д. Батюшков.

Много написано о первых годах советской власти, когда неоднократно возникал вопрос о закрытии Главного театра, и о той роли, которую сыграла в его судьбе «красный директор» - Елена Константиновна Малиновская. Она была членом коммунистической партии с 1906г., по ее профессионализм не ограничивался узко партийной деятельностью. Малиновская пришла в Главный театр, имея солидный опыт работы в искусстве. В 1903г. она была организатором и пайщиком Народного дома в Нижнем Новгороде. После Февральской революции возглавляла художественно-просветительский отдел в Москве.

Главный театрВ 1918-1920гг. поочередно была комиссаром московских театров, управляющим московскими государственными театрами, управляющим академическими театрами, одновременно состоя членом Директории Главного театра. В историю Е.К. Малиновская вошла как «заступница и спасительница Главного театра». История руководства Главным театром в советский период достаточно подробно описана. Опубликованы документы, в которых устанавливалось особое положение академически (внекатегорийных) театров. Статус Главного театра вначале определялся ленинскими декретами, затем - указаниями Сталина, потом - указаниями других высших руководителей ЦК партии. На этом уровне решались и вопросы назначения или снятия его директоров.

В Министерстве культуры СССР делами Главного театра занимались сами Министры, которым директора должны были докладывать о каждом своем управленческом решении. В постсоветское время учредителем Главного театра являлся непосредственно Президент, он же назначал его руководителей. Реорганизация 2000 года подчинила Главный театр Министерству культуры РФ и нынешнее руководство театра назначено непосредственно Министром культуры. Есть своеобразная зеркальность в обстоятельствах руководства Главным театром в XX веке и веке предшествующем... Снова разделение на руководителей по призванию, приходящих в свою профессию с полным на то основанием, и на представителей номенклааурно-бюрократической когорты.

С 1917 г. и до настоящего времени сменилось 24 директора. На 20 из них в среднем приходится по два года работы в должности. Что они могли успеть сделать? Какой след могли оставить в истории Главного театра? Леонид Витальевич Собинов был директором несколько месяцев - с ноября 1917 по февраль 1918 и категорически отказался оставаться в должности. Певец понимал, что авторитет артиста не поможет в искусстве управления театром и даже не сможет просто защитить его от новой власти. Два года существовала Директория (1918-20). Затем четыре года театром руководит Е.К. Малиновская (1920-24). Далее директора сменяются ежегодно: Иосиф Моисеевич Лапинкий (1924-25), еще очень недолго он возглавлял театр в 1928г.; Григорий Алексеевич Колосков (1925-26), расстрелян в 1936г., впоследствии реабилитирован; Александр Александрович Бурдук (1927-28); Сергей Васильевич Александровский (1928-30).

Продолжение: Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.