menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 30)

Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЕРНОЙ ТРУППЫ И ХОРА

Пожалуй, самое трудное на сегодня - это удержать в труппе талантливых людей. Раньше был закрыт железный занавес. Сейчас я поражаюсь - все выступают за рубежом. Даже те, кого здесь мы не принимаем в коллектив, находят контракты в каких-то маленьких городках, в Америке, поют маленькие партии, но получают совсем иные деньги. В такой ситуации, нам, естественно, сложно удерживать наших ведущих солистов. Сейчас, когда артисты приезжают, мы стараемся ставить спектакли специально под них. В этом смысле даже контракт мало что меняет. Потому что, подписав с нами контракт, артисту выгоднее заплатить неустойку (тысячу - пять тысяч рублей) и уехать на внезапно подвернувшуюся работу - на Западе, заработать несколько тысяч долларов. Заблаговременное планирование репертуара тоже людей не остановит. Как правило, у наших артистов нет долгосрочных предложений. Почти никто из солистов оперы на сегодняшний день не знает и не может назвать свои ангажементы до 2003 года. Наказывать? Выгонять? С кем мы тогда останемся? От этого не выиграют наши слушатели. С точки зрения репертуара - у нас сейчас играется гораздо меньше названий, чем могло бы. Это связано со сложной монтировкой больших опер. Если с утра на сцене идут репетиции, подготовки к премьерам, то многие наши оперы мы уже не можем ставить на вечер. Чтобы установить декорации «Набукко», вообще требуется несколько дней. Поэтому мы думаем теперь ставить спектакли блоками - по три-четыре, через день. Мы попробуем это в следующем сезоне. Это проще и для постановочной части, и для исполнителей - все сыгрывается, спевается. В Главном театре, как на футболе - все разбираются - требуют что-то на что-то менять. А что менять? Лично я считаю, что в Главном театре должны идти русские оперы - крупные, масштабные. Может быть, Главный театр и должен быть музеем - таким музеем, где висят картины выдающихся мастеров - подлинники. Я бы не хотел видеть «Бориса» в современных декорациях. Конечно, существует проблема новой эстетики, но ведь и в музеях меняются рамы, ставится повое освещение. Однако, никто не переписывает «Мадонну» Рафаэля. Надо сочинять, ставить новые оперы - это другой вопрос.

Владимир Андропов,
Худолжественный руководитель оперы Главного театра

Один из главных вопросов, который сегодня волнует меня как художественного руководителя такого огромного и сложного организма как хор Главного театра - улучшение благосостояния наших артистов. Ни для кого не секрет, что нынешняя финансовая ситуация в стране не самая удачная для культуры, и Главный театр в этом смысле находится не в лучшем положении. Мы не можем предложить нашим ведущим солистам нормальных гонораров, я не говорю сейчас о гонорарах, соответствующих тем, которые платят на Западе в театрах подобных Главному. Что уж говорить о массовых коллективах - хоре и оркестре. Театр не должен заключать индивидуальных контрактов с работниками массовых колективов. Везде - и в «Ла Скала», и в Метрополитен опера, и в «Лисео» и во многих других оперных театрах - коллективы хора и оркестра стационарны, артисты получают ежемесячную зарплату и немалую. Чтобы попасть, например, в хор Метрополитен нужно пройти жесточайший конкурс. Я не хочу сказать, что в Главном театре конкурсный отбор менее строгий. Нет, просто мы не можем ужесточать какие-то требования вокального или профессионального плана, поскольку не предлагаем адекватной этим требованиям заработной платы. Наши артисты работают практически благотворительно, и пока, слава богу, профессиональный уровень хора Главного театра остается высоким, но с каждым годом все труднее и труднее его удерживать, мало приходит в театр молодых артистов. Гораздо выгоднее сегодня после хорового училища заниматься индивидуальной гастрольной деятельностью, работать в небольших коллективах, которые чаще ездят по стране и ближнему зарубежью. К сожалению, сейчас наш хор очень мало выезжает на самостоятельные гастроли. У нас, ведь, огромный репертуар. Были времена, когда хор Главного выезжал по нескольку раз в год. Сейчас в мире проходит немало хоровых музыкальных фестивалей, где представлены всевозможные хоровые коллективы, все, кроме нашего. Наверное, стоит обратить на это внимание. Кроме расширения гастрольной деятельности, я пока не вижу способов материального поощрения артистов. Как это ни прискорбно, пока в государстве не будет финансовой стабильности, пока не будет полноценного закона о налоговых льготах для спонсоров, вкладывающих крупные денежные средства в культуру, ничего не будет. Не может наступить рай в одном, пусть и главном, театре страны.

Станислав Лыков, главный хормейстер Главного театра

Продолжение: Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.