menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 33)

Художники-декораторыНачало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32.

ХУДОЖНИКИ-ДЕКОРАТОРЫ

Открывается занавес Главного театра. Певцы не пропели еще ни одной ноты, если это оператанцоры не исполнили ни одного «па», если это балет, а зрительный зал рукоплещет. Так бывает всегда на спектаклях «золотого фонда». Аплодисменты предназначены декорациям, а значит художнику-постановщику и тем, кто воплотил его замысел на сцепе и среди них, прежде всего, художникам-декораторам. Художник-декоратор - сложная, интересная и психологически не простая профессия. Ведь, каждый художник в душе творец, а исполняя живописную декорацию, он должен как бы подавить свое «Я» и максимально раскрыть зрителю замысел автора. Прекрасно, когда талантливые автор и декоратор, - союзники и единомышленники, когда желание автора передается и заражает исполнителя. Тогда и получаются шедевры декорационного искусства.

Живописный цех (участок мягких декораций) Художественно-производственных мастерских Главного театра всегда славился и славится своими художниками-декораторами. Кто-то появился в мастерских после окончания института, кто-то после школы или училища. В мастерских работали выпускники ВХУ-ТЕМАСа и Строгановки, Текстильного института и института им. Сурикова, Школы-студии МХАТ и училища имени 1905 года. Приходили в качестве учеников и стажеров, реже уже зрелыми мастерами. И каждый продолжал учиться уже здесь, у более опытных, старших. Как правило, на растянутом на полу мастерских полотне в центральной части работают ведущие мастера, а с краев - начинающие, ученики. Театральная декорация разнообразна. Она разнообразна не только по видам изображаемого на полотне: пейзаж, небеса, интерьер, гобелен, архитектура, но и по исполнению: чистая живопись, живопись с аппликацией, только аппликация.

Кому-то удается лучше один вид или прием живописи, другому - другой. Но когда они вместе - они могут решить, практически, все задачи. А каждый новый спектакль требует новых решений. Тут-то и помогают творческая индивидуальность, накопленный опыт мастерство, превосходное знание сцены. Хочется сказать еще несколько слов о масштабах тех поверхностей, которые прописывает кисть художника -декоратора. Стандартный задник для сцены Главного театра 24x1З м. Панорама - 38x17м, а движущаяся панорама может достигать I 20-170м при высоте 13-17м. А вот примерный перечень изделий, входящих в оформление одной картины спектакля: панорама, занавес, четыре пары кулис, четыре падуги, три половика. За этим перечнем - километры тканей и не один десяток килограммов красок.

А вот как выглядит художник-декоратор на своем рабочем месте. На полу набит задник. Указанного выше размера. На нем одна или несколько палитр размером 2х2м на колесах; па палитрах десятка два-три ведер с красками, наполненными почти до краев и кисти-гиганты. Такое впечатление, будто в стране великанов работают Гулливеры. И как же это трудно, тяжело, по упоительно интересно превратить белый холст в живописное полотно со сказочным лесом или бушующим океаном, городским пейзажем или чудесным дворцом... Иногда они работают с помощью пульверизаторов, которые заменяют им кисти.

Тогда создается впечатление, что это водолазы или космонавты - их лица спрятаны за масками-респираторами, а сами они одеты в комбинезоны. Их движения плавные и мягкие, а крутом туман из распыляемых красок. Одним словом, - колдовство, вдохновенье и труд, труд, труд. Один очень знаменитый театральный художник как-то сказал, что он ставил спектакли во многих странах мира, но школа-декораторов Главного театра едва ли не лучшая. Мы очень гордимся этими людьми, гордимся традициями и преемственностью. И наша задача - сохранить эту школу, этих людей, эту мастерскую, в целом как понятие: художники-декораторы Главного театра.

А вот фамилии художников-декораторов, которые составляют славу этой профессии, руками и мастерством которых созданы декорации к спектаклям театра в 60-90-е годы теперь уже прошлого XX века: М.А.Бронникова, Л. А. Власов, Т. А. Дьякова, С В. Ермакова, В. М. Зимин, Г. А. Карапетян, В. Г. Капари, Г. С Капитонова, С.А. Каспаров, М. Н. Леонович, М. Н. Прокудина, Н. К. Ризель, Л. Л. Солодовников.

Дмитрий Сергеев,
заведующий Художественно-производственными мастерскими
Главного театра России

Продолжение: Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.