menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 17)

Федор Федорович ФЕДОРОВСКИЙ

Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16

ГЛАВНЫЕ ХУДОЖНИКИ: Федор Федорович ФЕДОРОВСКИЙ (с 1927 по 1929 и с 1947 по 1953)

«Я - театральный художник; по всем своим стремлениям, по всей своей сущности. Меня влечет зрелище, пышное и богатое, в момент полного синтеза, в момент слияния всех видов искусств на театральной сцене.... Что может быть грандиознее, прекраснее оперного представления, когда в единый мощный аккорд сливается музыка звука с музыкой красок, музыка движения с музыкой формы, выявляя глубину содержания музыкального произведения, его философскую мысль». «Обдумав композицию всего спектакля, я принял в основу его решения живописно-объемный метод.

Метод выявления живописными средствами архитектурных объемов наиболее полно раскрывает возможности современного театрально-декорационного искусства. Средствами живописи надо так убедительно решить архитектуру стен, башен, соборов, чтобы любой зритель в огромном зале мог поверить в правду и жизненность изображаемого. Зритель, наслаждаясь спектаклем - певцами, музыкой, декорациями, забывает о его незаметных участниках. А это целая армия художников, помощников режиссеров, техников сцены, осветителей, гримеров, портных, одевальщиков.

Качество такого спектакля, как «Борис Годунов», во многом зависит от работы этих незаметных работников. В постановке «Бориса Годунова» в 1927 году был такой случай, когда перестановка декораций была совершена при открытом занавесе. На сцену высыпала вся постановочная часть, на глазах у зрителей опускались сверху знакомые им соборы, поднимались снизу станки, колокольни с колоколами. И на все это неизвестно откуда вдруг падали яркие лучи солнца. Зрительный зал аплодировал весь антракт, поощряя работу квалифицированной постановочной дружины, от которой зависит слаженность и успех спектакля. Примененный мною живописно-объемный метод возник из творческих исканий реалистического пространственного решения картин применительно к масштабам и глубинному пространству сцены Главного театра, где масса действующих актеров, хора и миманса заполняла большую площадь, а спектакль требовал воспроизведения сложных монументальных архитектурных ансамблей.

Убедительное, реалистическое решение этих задач положило основание живописно-объемному методу. Проработав всю жизнь в музыкальных театрах и главным образом в Главном театре ... я стремился как можно лучше освоить сцену, связать музыкальный и драматургический характер произведения с живописью, светом и колоритом».

Ф.Федоровский. Моя работа над оперой «Борис Годунов». -в кн. «Художники театра о своем творчестве». М., «Советский художник», 1973.

Продолжение: Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.