menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 47)

Семен КоткоНачало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46

«Семен Котко» С.Прокофьев Режиссер Б. Покровский.
Художник В. Левенталь
Постановка 1975

Одним из важнейших технических средств спектакля являются накатные поворотные площадки, перемещающиеся по кольцу вокруг неподвижной установки «земля», представляю щей собой группу станков, размещенных по кругу и покрытых живописно-рельефным половиком, имитирующим вспаханное поле. Станки, возвышающиеся в сторону арьерсцены кроме своего основного назначения, служат своеобразной ширмой, за которой скрываются декоративные установки различных картин. Накатные поворотные площадки представляют собой два объема, расположенных с правой и с левой сторон сцены и перемещающихся вокруг кольцевой направляющей. Левый объем составлен из четырех соединенных вместе площадок, правый - из трех. Каждый объем площадки имеет по одному гнезду для подсоединения водящих узлов приводов. Площадки съезжаются вместе, образуя интерьер из двух комнат, иногда меняют характер двустороннего синхронного перемещения в одностороннее, и тогда оба объема площадок как единую установку вращают по часовой стрелке в одном направлении, чтобы установить за станками и чтобы объемы площадок заняли места, противоположные исходным. Технология установки кольцевой системы накатных поворотных площадок такова. Секции направляющей кольцевой дороги укладывают на планшете в кольцо и крепят болтами к металлоконструкции планшета как и горизонтальный планшетный блок. В специальных лючках планшета устанавливают вертикальные отводные блоки. Закрепленные на барабане тяговые тросы электропривода пропускают через отводные блоки и укладывают в кольцевую направляющую дорогу. В центре сцены спереди устанавливают обе системы накладных поворотных площадок. Направляющие ролики каждой площадки укладывают в направляющий желоб кольца, а площадки соединяют между собой скобами в две накатные системы. К гнездам ведущих площадок крепят водящие тросы левых и правых площадок. Натягивают трос при помощи винтового натяжного устройства. Кроме горизонтального направляющего катка, каждая накатная поворотная площадка оснащена четырьмя колесами, установленными по радиусам своего качения. По центру сцены спереди и сзади в кольцо вмонтировано по два отводных металлических блока, изменяющих направление троса и позволяющих отвести его тяговые концы под станки «Земля» ( от 0.3 м спереди и до 2.5 м сзади) и далее вниз к барабану лебедки. В Главном театре системы электропроводов смонтированы в трюме стационарно. По оси поплановой щели установлено четыре блока: два по оси сцены и по одному слева и справа. Барабаны лебедок находятся в трюме по оси поплановой щели. На них намотано и закреплено по два тяговых каната, которые огибают отводные блоки и подсоединяются к водилам. Водило представляет собой отрезок швеллера, на концах которого устроены приспособления для крепления тяговых канатов, а к корпусу приварены два водящих штыря, заточенных на конус.

ШевелевГ.В., ст. механик ГАБТ, художник-техник сцены. Вып.б.1975г.

«Похищение луны» О.Тактакишвили Режиссер Б.Покровский.
Художник В. Левенталь
Постановка 1978г.

Сложной технологической задачей явилось создание динамического планшета сцены в виде подвижных «плавающих» площадок, изменяющих при подъеме углы наклона в любых пределах и направлениях. Был принят вариант подъема площадок на штангах, выдвигающихся из планшета при помощи электромеханического привода. Сложность заключалась в том, что при наклонах площадок происходит смещение точек соприкосновения их с подъемными штангами. В то же время необходимо, чтобы площадки фиксировались в заданных местах планшета и при опускании ложились точно на свое место, подъем каждой площадки происходит на трех штангах, располагаемых по трем углам квадрата. Средняя штанга связана площадкой при помощи шарового шарнира. Крайние - имеют роликовые опоры со сферическими роликами, катающихся по двум желобковым элементам, взаимно перпендикулярно расположенным на площадке. Подъем штанг осуществляется при помощи замкнутой тросовой системы, обеспечивающей бесшумность, любую скорость относительную простоту устройства. Каждая штанга имеет индивидуальную двух барабанную лебедку с двигателем постоянного тока мощностью 4,5 кВт и глобоидным редуктором. На каждой площадке одновременно может находиться 25-50 человек. По ходу спектакля площадки действуют как индивидуально, так и одновременно, совершая колебательные движения, ломая плоскость планшета в произвольных направлениях. Для управления площадками в качестве задающих элементов использованы блоки управления от театральных регуляторов света. Исполнительные органы связаны с линейными потениометрами, контролирующими фактическое положение подъемных штанг.

Бронников А.Л., гл. специалист по сценической технике ГАБТ. Вып.2, 1978г.

«Золото Рейна» Р. Вагнер Режиссер В.Г. Милков.
Художник В.А. Вольский
Постановка 1979г.

В финальной картине Боги по замыслу режиссера уходят по поднимающейся радуге в замок Валгалла. Для выполнения этого эффекта была сконструирована лестница с подвижными ступенями, занимающими во время подъема горизонтальное положение при любом угле подъема. Она устанавливалась за дугой, на которую навешивалась живописная радуга. Ферма-лестница представляет собой конструкцию из труб разного диаметра: тетива 28, раскосы и перемычки - 18, шарниры 22мм. Длина 10, ширина 0.8. высота 0.4 м., масса 250 кг. Станок-основание с четырьмя гнездами-проушинами под цапфы фермы-лестницы крепится к планшету двумя болтами с гайками и пластинами-шайбами. Задняя часть фермы-лестницы у станка-основания соединяется с передней подъемной частью посредством четырех бужей и фланцев под болты с гайками. Левый жесткий парапет лестницы (высотой 0.8м) состоит из трех частей, вставляемых в стаканы, приваренные к ферме-лестнице. Трос натягивается натяжным устройством посредством перемещения стержня М 10 с гайкой. Другой конец троса набрасывается на крюк в передней части фермы-лестницы. Принцип работы лестницы с подвижными ступенями заимствован из устройства и работы пантографа. При подъеме верхнего конца фермы-лестницы ее ступени начинают двигаться одна относительно другой. Каждая ступенька имеет четыре шарнира: два под ступенькой и два на нижних концах стоек. Нижние концы каждой фермы закреплены шарнирно на стенке-основании. Ферма-лестница поднимается под углом более 40" двумя миллиметровыми тросами, предварительно переброшенными через двухручейный блок и закрепленных проушинами под четыре болта с гайками на передней и средней частях фермы-лесницы. Рассчитана ферма-лестница на нагрузку 500кг. Дуга под «радугу» с двумя кронштейнами крепится в двух стаканах на правой стороне фермы-лестницы. Крылья дуги, складывающиеся на шарнирах, при горизонтальном положении фермы откинуты в стороны под углом 80-90 и лежат на планшете сцены. По мере подъема они под действием резиновых амортизаторов притягиваются к ферме-лестнице, образуя в центральной части радуги единую плоскость.

Кукушкин СВ., художник-конструктор мастерских ГАБТ. Вып.4, 1979г.

Продолжение: Часть 48.