menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 9)

АкустикаРанее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8

Проблемы акустики

С момента появления театров как отдельных зданий акустике в них придавалось особое значение. А так как в те давние времена не было электронных систем усиления, внимание обращалось на физико-геометрические и архитектурные принципы передачи звуковой информации зрителям. Здание Главного, еще в проекте Кавоса, отличалось высоким уровнем качества естественного звучания.

Талант архитектора в те времена, когда не было еще пи работ американского физика Сэбина, ни работ Фитцроя, создал редкий зал, в котором на каждом месте было одинаково хорошо и разборчиво слышно. В дальнейшем, во время реконструкции, была изменена структура потолка зрительного зала, который поглощал низкочастотные моды (стоячие волны), были уничтожены акустический отражательный щит, в результате чего ухудшилась слышимость в первых рядах партера, и акустический резонатор под оркестровой ямой (место потребовалось для создания дополнительного помещения электроцеха), что привело к плохой разборчивости инструментов, паразитным низкочастотным колебаниям, плохой слышимости друг друга музыкантами оркестра.

Для снижения этого эффекта была установлена система подзвучки внутри оркестровой ямы. В результате всех этих изменений акустика театра, скажем мягко, пострадала. В начале 60-х годов прошлого 20-го века в Главном театре применили распределённую систему звукоусиления. Однако сегодня и она уже не соответствует минимальным требованиям современного звукоусиления в театрах. На этой звукоусилительной системе удовлетворительно работает только речевая информация. Система размещения громкоговорителей позволяет в основном эффективно использовать на спектаклях лишь те из них, что расположены в ложах.

Динамики, размещенные в центральной люстре, «работают» только на партер, оставляя четыре яруса театра в «глухой» зоне. Для достижения достаточно ровного звукового поля в партере применение портальных громкоговорителей было естественным, но, к сожалению, ради декоративности интерьера они были закрыты плотным бархатом, что привело к звуковым провалам в центре партера. Колонки в глубине сцены из-за своей сравнительно небольшой мощности не могут «пробить» задник и большое количество кулис, расположенных па планах сцены. Что касается мониторинга сцены, то громкоговорители, установленные с внутренней стороны порталов, и «прострелы» на уровне третьего плана сцены не отвечают современным требованиям пи по мощности, пи по качеству звучания. В 1999 году благодаря настойчивости дирижёра А. Н. Чистякова и хормейстеров Главного театра была приобретена для технического обеспечения спектаклей «Моцарт и Сальери» и «Франческа да Римини» мобильная звуковая система фирмы NEXO.

Сейчас эта система, помимо работы на этих спектаклях, часто спасает положение и на других мероприятиях и концертах, проводимых в здании Главного театра. Результаты акустических измерений в театре, проводимых специалистами НИКФИ (в 1986г.), фирмы Юрген Гротт (в 1990г.), Гренобльского НТЦ ЮНЕСКО (1994 г.), показали, что акустические условия театра - низкие. Частотная характеристика даже времени реверберации неравномерна: от 6 с на 40 Гц до 0,6 с на 4 кГц. При проектировании новой реконструкции ГАБТ стоит задача учесть в первую очередь естественную акустику, для чего необходимы полноценные грамотные архитектурно-акустические расчёты. Они не должны быть тривиальными. Ведь, даже в обычной студии начало проекта в первую очередь связано с расчётом шумов, затем - собственных частот помещения, обусловленных размерами и модами, а основная работа - с проектированием отделки для максимально возможной равномерности частотного спектра в помещении и нужного распределения информационно важной звуковой энергии.

В последние год-два удается избегать провалов, вызываемых отсутствием нормальной естественной акустики в зале, благодаря приобретению современной электроакустической техники (например, цифрового многоканального процессора эффектов ТС Electronics M6000). Однако, даже самая современная техника не может донести реальный звук от исполнителя к слушателю. Необходимо серьезно решать проблемы архитектурной акустики. Звук не виден, в отличие от счета и отделки декораций, но в онеру и сегодня, как и двести лет назад, люди идут послушать невидимый звук и готовы платить за это удовольствие.

Дмитрий Ухав,
Начальник цеха звукоусиления,
театральной связи и сценического телевидения
Главного театра России

 

Продолжение: Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.