menu-options

Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского. Часть 2

Несомненно, однако, что одним сочетанием драмы и оперы, как бы это сочетание ни было искусно выполнено, еще не исчерпывается та "борьба с оперной рутиной", которую поставил своей задачей руководитель Оперной Студии. "Система Станиславского" идет, конечно, гораздо дальше; она усиливает эффект воздействия на зрителя громадной работой над правильной и четкой дикцией, усилением ритмического элемента не только в пении, но и в сценических движениях артистов, усилением эффекта живых и естественных массовых сцен и т. д., и т. д.

ОТ СТУДИИ К НОВОМУ ОПЕРНОМУ ТЕАТРУ.

ЕСЛИ под культурной революцией понимать не только распространение формальных знаний (грамотности), но и перестройку по новому всего уклада жизни и всего быта, то роль театра в такой широкой области культурного строительства поистине громадна; ибо театр призван внести свою огромную долю участия в дело культурного воспитания трудящихся и оздоровления их быта.

Театр — великий воспитатель и пропагандист. Он не только и не столько говорит и поучает, сколько захватывает зрителя и убеждает.

Какими же основными силами обладает театр для такого громадного воздействия на зрителя? Каким образом он захватывает зрителя?

Физиологически он действует на зрение и слух, т.-е. на два основных органа чувств человека. Психологически же он действует тем, что дает живые драматические образы и захватывает сильными музыкальными впечатлениями. Таким образом, действие и музыка являются двумя основными факторами театрального воздействия.

Оперная Студия, имени К. С. Станиславского и поставила перед собой задачу--сочетать оба эти фактора воздействия. Больше того, она поставила себе целью — развить эффект этого сочетанного воздействия до максимальных пределов.

И это правильно. Ибо раз оба эти фактора (действие и музыка) воздействуют сочетание, дополняя и усиливая друг друга, то разве с формальной стороны этим не достигается максимум театрального воздействия на зрителя? А тем более, если и то и другое преподносится ему в наиболее совершенном виде, т.-е. если драматическое действие (повторяя по старине эту тавтологию) осуществляется на основе всех достижений драматического искусства и если музыкальное воздействие дается на основе лучших достижений оперного искусства.

В Студии К. С. Станиславского мы имеем налицо как раз оба эти момента. Благодаря личным особенностям руководителя Студии в нее, по линии драмы, привнесено все то, что считается сейчас главнейшим достижением театрального драматического искусства — именно, школа Художественного Театра с ее исключительной художественной силой и с ее захватывающей простотою и искренностью. По линии же оперы Студии удалось, с одной стороны, собрать у себя такие исполнительские силы, многие из которых, несмотря на свою молодость, уже успели занять места в первых рядах наших оперных артистов, а, с другой стороны, удалось обеспечить этим молодым силам выдающееся и мастерское музыкальное руководство.

Несомненно, однако, что одним сочетанием драмы и оперы, как бы это сочетание ни было искусно выполнено, еще не исчерпывается та "борьба с оперной рутиной", которую поставил своей задачей руководитель Оперной Студии. "Система Станиславского" идет, конечно, гораздо дальше; она усиливает эффект воздействия на зрителя громадной работой над правильной и четкой дикцией, усилением ритмического элемента не только в пении, но и в сценических движениях артистов, усилением эффекта живых и естественных массовых сцен и т. д., и т. д.




Все части книги "Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.