menu-options

Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского. Часть 17

В постановке Студии первому акту оперы дано сценическое воплощение в мрачных и гнетущих тонах, предназначенных для изображения той обстановки давящего разврата и бесшабашного буйства, которая окружает Грязного и в которую силою обстоятельств должна была попасть Любаша. Грязной в первом акте, по выражению К. С. Станиславского, — это "тигр в клетке", это зверь, который не может преодолеть в себе своих зверских инстинктов. В связи с этим и вся трактовка первого акта "Царской невесты" построена на подчеркивании отрицательных сторон той среды, в которой происходит завязка действия оперы: опричники — это безнравственная пьяная ватага, которая не в состоянии даже выполнить официального обряда величания своего царя (хор "Слава на небе солнцу высокому"); песенницы — это толпа уродливых в нравственном отношении, грязных и угодливых женщин; пир опричников — это безудержная оргия; Бонелий — хитрый интриган и человек темной души.

В противовес первому акту, второй и третий акт оперы выдержаны в светлых тонах, дающих контраст но отношению к обоим крайним действиям ее. Свет, воздух и свобода — вот среда, в которой растет и цветет чувство Марфы и Лыкова — этих взрослых детей, не чувствующих и не понимающих всего ужаса той грозы, которая собирается над их головами, чтобы их задавить и уничтожить. Вожделения, с одной стороны, Грязного, а с другой стороны, Грозного являются темп жерновами, которые безжалостно смалывают две молодых жизни. В связи с этим атмосфера света, покоя и радости этих двух действий все время нарушается вторжением враждебных сил, из которых главнейшим является появление Грозного и встреча его с Марфой во втором действии, по мысли К. С. Станиславского, являющаяся главным моментом всей оперы, определяющим всю развязку драмы.

В параллель к железной клетке первого акта "Царской невесты" с заключенным в ней тигром — Грязным, К.С.Станиславский в последнем акте оперы дает золотую клетку, в которой задыхается Марфа, как пойманная жестокими руками птичка, лишенная свободы и тепла любви. Несмотря на роскошь окружающей обстановки, Марфа умирает в ней, задавленная окружающей жестокостью и зверством. Поэтому и платье ее, и ее венец в последнем действии давят ее своею тяжестью и как бы злобной пышностью.

Постановкой этой оперы Студия расширила свой репертуар в сторону стремления к "большой" опере и углубила свои попытки в области отхода от оперной рутины работой над трагическим музыкальным спектаклем.

Поставлена "Царская невеста" К. С. Станиславским и В. С. Алексеевым. Художник спектакля — В. Л. Симов. Режиссеры — В. С. Алексеев, З. С. Соколова и В. В. Залесская.

IV. "БОГЕМА".

ПОСЛЕ "Вертера" и "Тайного брака" "Богема" — третья постановка Студией оперы иностранного композитора. Место действия ее — Париж. Среда, в которой это действие происходит, — жизнь артистической богемы. Манера, в которой музыкально выполнена эта опера, носит специфическое для реалистической итальянской оперы конца прошлого и начала нашего столетия название "веризма", т.-е. направления, имеющего своей художественной задачей правдивое изображение событий сценического действия и переживаний действующих лиц. Это последнее обстоятельство, а также и то, что самый сюжет оперы близок восприятию молодых артистов, находящихся в составе артистических сил Студии, послужило основанием для включения этой оперы в репертуар Студии.



Все части книги "Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.