menu-options

Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского. Часть 4

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРНАЯ СТУДИЯ-ТЕАТР ИМЕНИ НАРОДНОГО АРТИСТА РЕСПУБЛИКИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО.

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТУДИИ (1918 г.).

СВОИМ возникновением Студия имени К. С. Станиславского была обязана следующему обстоятельству, которое мы изложим словами самого Константина Сергеевича ("Моя жизнь в искусстве"): "Когда управление Государственными Академическими Театрами было поручено Е. К. Малиновской, она, в числе многих предпринятых ею реформ, решила поставить на должную высоту драматическую сторону в оперных спектаклях Московского Главного Театра. С этой целью Елена Константиновна обратилась к Московскому Художественному Театру, прося его помочь ей. В. И. Немирович-Данченко и В. В. Лужский согласились режиссировать одну из опер, намеченных к постановке. Я же предложил устроить Оперную Студию при Главном Театре, в которой певцы могли бы совещаться со мной по вопросам сценической игры, а молодежь готовила бы из себя будущих певцов - артистов, систематически проходя для этого необходимый курс. Сближение Главного Театра с Московским Художественным было решено. В декабре 1918 года состоялся торжественный раут. Артисты Главного Театра принимали нас — артистов Московского Художественного Театра. Это был очень милый, веселый, трогательный вечер".

Через несколько дней в артистическом фойе Главного Театра состоялась первая встреча К. С. Станиславского с артистами этого театра для товарищеской беседы об искусстве, во время которой он отвечал на задаваемые ему вопросы, демонстрировал мысли своей игрой и " пел, как умел ", по его собственному выражению.

Так возникла Оперная Студия К. С. Станиславского.

II. ПЕРВЫЕ ШАГИ СТУДИИ (1919-1921 гг.).

ВСКОРЕ после описанных выше событий Студия получила свою организацию, которая выразилась в том, что руководство Студией было вверено К. С. Станиславскому, и общим собранием артистов Главного Театра было избрано правление Студии в лице К. Е. Антаровой, А. В. Богдановича, Н. С. Голованова, С. И. Мигая, А. К. Минеева, Ф. В. Павловского и В. И. Садовникова (последнего в качестве кандидата). Будучи основана при Главном Театре, Студия содержалась первоначально корпорацией артистов-солистов этого театра.

Руководителями занятий Студии в самом начале ее существования были: К. С. Станиславский в качестве главного руководителя, В. С. Алексеев, 3. С. Соколова и О. В. Гзовская, как режиссеры, С. М. Волконский - законы речи и дикция, Н. С. Голованов — музыкальное руководство, М. А. Халявинская — система Далькрова и М. Н. Жуков — концертмейстер.

Студия поставила себе следующие практические задачи: 1) поддержку всяких исканий в области вокально-драматического искусства, 2) обновление оперных традиций, 3) создание новых приемов сценической игры на основе так называемой "системы К. С. Станиславского" и 4) слияние музыки, пения, слова, ритма и движения при подлинном творческом переживании.

Занятия Студии в начале ее деятельности происходили пли в конторе Главного Театра, или же в квартире К. С. Станиславского в Каретном Ряду (д. 4) и выражались в закрытой лабораторной работе, результатом которой весной 1919 года явился показ (без декораций и костюмов) сцены из "Риголетто" (Джильда — К. Л.Степанова, Риголетто — Ф. В. Павловский и С. И. Мигай и Спарафучиле — X. В. Толкачев) и сцены из "Русалки" (Наташа — Н. П. Сыроватская, княгиня — К. Е. Антарова, князь — Б. М. Евлахин, мельник — П. И. Тихонов). Но так как частые выступления в спектаклях Главного Театра мешали студийным занятиям артистов этого театра, то выяснилась необходимость привлечения в Студию лиц, свободных от работы в других театрах и имеющих, благодаря этому, возможность целиком посвятить себя работам Студии. В результате этого 15 октября 1919 года на сцене Главного Театра состоялась первая проба голосов лиц, желающих поступить в Студию, открывшая в нее доступ артистической молодежи.



Все части книги "Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.