menu-options

Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского. Часть 19

Это "буйство молодости" в "Майской ночи" подчеркивается и веселой Игрой первого акта оперы: "А мы просо сеяли, сеяли", и забавными шутками девушек над пьяным Калеником в том же акте, и вообще всей трактовкой молодой толпы, остающейся выдержанной в одинаковых веселых тонах на протяжении всей оперы. Оно проходит на фоне "старого", сложившегося быта отцов, отличающихся прежде всего глупостью, суеверием и склонностью к метким страстишкам. Жизнь этого старого поколения столь неинтересна, столь бедна внешними и внутренними событиями, что каждый сколько-нибудь новый факт обыденной жизни для них делается целым событием. Таким является и приезд винокура, которого ждали как прибытия важной персоны и в присутствии которого никак не ожидала того "скандала в благородном семействе", который был устроен Левкой с его приятелями Голове, из сластолюбивых побуждений вторгнувшемуся в атмосферу молодости, "соваться" куда ему было совсем не место.

Молодость в конце оперы торжествует свою полную победу над старостью, которая только и способна видеть во всем чертовские шутки и дьявольские наваждения, да тупо подчиняться распоряжениям "отставных поручиков Козьма-Деркач-Дришпантовских".

В противовес "Тайному браку", основанному на речитативе и развитых художественных формах музыкально-вокальной речи, "Майская ночь", как русская комическая опера, в высшей степени характерна своей почти народной русской песенностью и напевностью, сказывающейся на всех деталях музыкального воплощения гоголевского текста. В этом отношении, будучи комической оперой "Майская ночь" дает не только "повод" для ее исполнителей изощрить свое, сценически-драматическое искусство, но и позволяет им проявить также и свое вокальное мастерство в самых широких размерах.

"Майская ночь" поставлена К. С. Станиславским и В. С. Алексеевым в художественно-декорационном оформлении М. И. Курилко. Режиссеры спектакля: В. С. Алексеев, В. Ф. Виноградов и В. В. Залесская.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВСЕ описанные выше постановки Оперной Студии имени К. С. Станиславского, как это можно видеть из всего содержания настоящей книги, являются результатом долгой работы Студии над различными оперными произведениями и плодом строгого художественного отбора результатов этих работ, который, как это видит всякий, количественно не так уже велико. Это последнее обстоятельство, т.-е. сравнительно небольшой об"ем репертуара Студии, а также и принцип подбора опер для этого репертуара, могут побудить лиц, заинтересованных в работе Студии, спросить ее о том, каковы же пути Студии, приведшие ее к настоящему моменту ее развития, и что обещают эти пути в будущем.

На этот вопрос лучшим ответом является речь К. С. Станиславского, которую он произнес 19 ноября 1927 года на первом публичном собрании Общества Друзей Студии его имени. В этой речи Константин Сергеевич прежде всего отметил "с одной стороны, большую сложность и загадочность путей Оперной Студии, с другой же стороны, их ясность п простоту". После этого он указал на то обстоятельство, что в материальном отношении оперное дело требует репертуара из таких опер, как "Евгений Онегин", "Царская невеста", "Майская ночь" и др., т.-е. из опер, хорошо известных публике, привычных для нее, в то время как " всякую новую онеру нужно вводить годами, приучая к ней публику". Учитывая непрочное материальное положение Студии как театра, неимение Студией собственного театрального помещении (Студия в настоящее время имеет в Дмитровском театре только три дня в неделю), а также отсутствие самостоятельного хора в Студии, который составляется из незанятых в данной опере солистов, К. С. Станиславский отметил как трудность современного положения Студии, так и необходимость пока для Студии "приспосабливаться" к тем условиям, в которых она в настоящее время работает. Но постепенный рост Студии, в несколько лет превратившейся из почти педагогического учреждения в самостоятельный и имеющий свой собственный художественный облик оперный театр, вселяет в него уверенность в том, что п в дальнейшем развитие Студии пойдет быстрыми шагами вперед, и Студия, наконец, получит полную возможность без помех и без тех огромных затруднений, которые в настоящее время тормозят ее работу, осуществлять свои художественные намерения, в которые входит также и постановка новых опер. Но для того, чтобы в этой области, т.-е. в области исканий, работы могли быть по настоящему плодотворны, необходимо не только улучшить материальное положение Студии, но и дать возможность и время молодым артистам Студии усовершенствоваться в своем искусстве певца-актера на изучении тех оперных произведений, которые получили всеобщее признание и которые, благодаря своим высоким художественным качествам, являются тем материалом, на котором могут и должны воспитываться молодые дарования.



Все части книги "Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.