menu-options

Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского. Часть 15

"Постановка, приспособленная к натуре, потребовала от актеров более правдивой игры. Теснота заставила певцов стоять на месте и усиленно пользоваться мимикой, глазами, словами, текстом, пластикой и выразительностью тела".

"В художественном и педагогическом смысле это было весьма полезно, так как- вырабатывало более тонкие приемы выражения чувства, равно как и необходимую для артиста выдержку. Нее вместе, т.-е. интимность комнатной постановки, необычайная для оперы игра певцов, — создали оригинальный п привлекательный студийный спектакль. Постараюсь описать несколько моментов его, чтобы дать почувствовать его настроение.

"Когда занавес открывается, зритель видит возвышающуюся в двух шагах от него терассу. Чувствуется массив, плотность, так сказать, всамделишность стены и арки, изображающих дом Лариной. По рельефам и углублениям подлинной архитектурной постройки ложатся световые блики и тени, дающие жизнь. Заходящее солнце, звуки отдаленного пения хора крестьян, возвращающихся вдали после работ, грустные фигуры двух старух, Лариной и няни, вспоминающих о прошлой жизни, — помогают воссоздавать на сцене настроение той деревенской тишины, в которой должна будет зародиться, с первой встречи, любовь Татьяны к Онегину.

"Во второй картине нам удалось добиться того, что исполнительница роли Татьяны проводила всю сцену письма в постели, а не ходила но авансцене с оперными жестами, как это делается обыкновенно. Эта прикованность к месту, потребовавшая большой работы и выдержки артистки, переносила центр внимания зрителя с внешней игры на внутренние мотивы сцены, заменяя грубые движения рук, ног, всего тела ритмическою игрою на мимике и малых шестах. Эта деликатность рисунка в соединении с музыкой придавала всей сцене тонкую законченность в стиле Пушкина и Чайковского.

"В сцене бала у Лариных, с красочными характеристиками в самой музыке, нам удалось сочетать естественность движений с ритмичностью их. Самая важная часть сцены — зарождение и быстрое развитие ссоры между Ленским и Онегиным, оканчивающейся в следующей картине роковою дуэлью. При обычных оперных постановках эта основная линия акта затирается сутолокой бала. Чтобы избежать этого, мы вынесли сцены главных действующих лиц наперед, а пеструю толпу приглашенных, которые при начале картины и в сцене с Трике размещаются за большим столом на авансцене, переводили для танцев в глубину зала, за колонны, так как они должны служить только фоном для развертывающегося перед нами драматического мотива оперы".

Будучи основной постановкой Студии, постановка "Евгения Онегина" является до самого последнего времени и наиболее популярной постановкой Студии, неизменно привлекающей к себе внимание публики. Здесь небезынтересно будет упомянуть о впечатлении, произведенном постановкой "Евгения Онегина" на С. С. Прокофьева, бывшего на одном из его представлений в Студии в 1927 году. С. С. Прокофьев нашел, что постановка этой оперы Чайковского К. С. Станиславским с необычайной убедительностью подчеркивает исключительное мастерство Чайковского в области драматического творчества — качество, которое почти единогласно отрицалось в этом замечательном русском оперном композиторе почти до наших дней.



Все части книги "Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.