menu-options

Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского. Часть 16

Таким образом, постановка К. С. Станиславским "Евгения Онегина" подчеркивает для нашего века в оперной музыке Чайковского ту черту, которая представляет его музыкально - сценическое творчество в совершенно новом свете. К новому взгляду на Чайковского, как величайшего русского симфониста, являющемуся, если можно так выразиться, открытием нашего времени, прибавляется также, благодаря работе К. С. Станиславского над его оперой "Евгений Онегин", и его полное оправдание как композитора-драматурга в лучшем значении этого слова, а не только как автора музыкально-сценических "лирических сцен".

Постановка "Евгения Онегина" осуществлена К. С. Станиславским совместно с 3. С. Соколовой. Художник — В. А. Матрунин. Режиссеры спектакля: В. С. Алексеев, 3. С. Соколова, В. В. Залесская и М. Л. Мельтцер.

II. "ТАЙНЫЙ ВРАК".

ВКЛЮЧЕНИЕ оперы Доменико Чимарозы (1749-1801) "Тайный брак" в репертуар Студии вызвано желанием руководителей Студии дать молодым артистам возможность поработать над выработкой техники оперного речитатива и испытать свои силы в работе над легкой музыкальной комедией, представлявшей всегда и представляющей и теперь очень большие трудности для артиста.

В этом отношении постановка "Тайного брака" является, с одной стороны, отходом Студии от психологической музыкальной драмы, каковой является опера "Евгений Онегин" Чайковского, в сторону комической оперы, а с другой стороны, углублением работ Студии в сторону обращения внимания на дикцию и слово для того, чтобы последнее, по выражению К. С. Станиславского, могло с легкостью "перебрасываться через оркестр" и достигать слуха аудитории.

Здесь для этих упражнений открываются широкие возможности, в особенности я;о в связи с теми трудностями, которые представляет собою для современного артиста опера XVIII века, построенная, с одной стороны, на ариях, представляющих собою большие формально законченные музыкальные "номера" с использованием в них минимального количества словесного текста, часто основанного еще на принципе повторения слов, и, с другой стороны, на речитативах, особенностью которых является, наоборот, скупость музыкально-выразительных средств, ритмически и музыкально оформляющих чрезвычайно важные в смысле развития драматического действия диалоги, содержащие в себе все развитие сценической интриги оперы.

Таким образом, постановка "Тайного брака", осуществленная 3. С. Соколовой в сотрудничестве с художником Л. И. Кравченко, является одним из важных этапов в истории работ Студии К. С. Станиславского на пути к овладению молодыми артистами техническими средствами выражения на художественно-ценных образцах. Режиссеры спектакля: В. С. Алексеев, В. В. Залесская и М. Л. Мельтцер.

III. "ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА".

ЕСЛИ "Евгений Онегин" является психологической музыкальной драмой, если "Тайный брак" является комедией интриги, воплощенной в музыкальные формы, — то "Царская невеста" является драмой характеров, основанной на столкновении безудержных чувств п неукротимых страстей. В силу этого подход к сценическому воплощению этой оперы Римского-Корсакова оказывается непохожим как на подход к "Евгению Онегину", так и на подход к "Тайному браку". Основной характер этой постановки — это характер исторической драмы XVI века, пышной и тяжелой в одно и то же время. Музыка "Царской невесты", выразительная и ярко рисующая характеры и ситуации оперы, дает широкое возможности для глубокого драматического истолкования переживаний действующих лиц оперы.



Все части книги "Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.