menu-options

Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского. Часть 11

Ставя актера на первое место в драме и певца на первое место в опере, К. С. Станиславский отрицает всякое внешнее оформление спектакля, если последнее делается самодовлеющим, если оно не является, как он выражается, "оформлением "зерна" произведения". "Постановка, убивающая актера, вредна — говорит он. Не менее вредна и декорация, отвлекающая к себе внимание зрителя от актера. Истинной целью постановки является выявление "зерна" произведения и его "сквозного действия" в художественных формах внешней обстановки спектакля и в актере, как главном носителе идеи постановки. Постановщик и декоратор делаются главными действующими лицами в спектакле лишь тогда, когда в нем нет актера". Идя до логического конца в развитии этого своего взгляда на театральную и оперную постановку как таковую, К. С. Станиславский приходит к следующему утверждению: "Если бы все актеры или же оперные певцы были бы Шаляпиными, то зритель не нуждался бы ни в каких декорациях".

Каковы же требования К. С. Станиславского к оперным певцам? "Раз оперный певец действует на сцене, а не стоит на концертной эстраде — говорит Константин Сергеевич, — он должен подчиняться основному закону сценического искусства, которое является прежде всего искусством движения, так как слово драма, как обозначение сценического произведения, происходит от греческого глагола обозначающего: действовать. Разница между драматическим актером и оперным певцом заключается в том, что последнему нужно действовать под музыку и в определенном ритме. Если певец действует в ритме, то он и поет обязательно в ритме". В добавление к этому определению оперного певца, как актера, действующего под музыку и в ритме, К. С. Станиславский замечает: "Не понимаю, как вообще можно двигаться по сцене в одном ритме и петь в то асе самое время в другом ритме!" Еще во время своих занятий у Ф. П. Комиссаржевского К. С. Станиславский, как- он об этом говорит в своей книге "Моя жизнь в искусстве", — "не мог не заметить, что певцы ухитряются соединить несколько совершенно разных ритмов в одно время: оркестр и композитор держатся своего ритма, пение идет неизбежно параллельно с ним, но хор автоматически поднимает и опускает руки в другом ритме, ходят — в третьем; каждый из певцов, смотря по настроению, действует или, скорее, бездействует в своем ритме, пли, вернее, — без всякого ритма". Исходя из этих наблюдений, К. С. Станиславский пришел к признанию необходимости культивирования физического ритма для певца, как одной из главных основ правильного сценического действия в онере.

Но опорный певец имеет дело но с одним, а сразу с тремя искусствами! вокальным, музыкальным и сценическим. "К этом заключается — говорит К. С. Станиславский в своей книге, — с одной стороны, трудность, а с другой, — преимущество его творческой работы. Трудность — в самом процессе изучения трех искусств, но раз что они восприняты, певец получает такие большие и разнообразные возможности для воздействия на зрителя, каких не имеем мы, драматические артисты. Все три искусства, которыми располагает певец, должны быть слиты между собой и направлены к одной общей цели. Если асе одно искусство будет воздействовать на зрителя, а другое — мешать атому воздействию, то результат получится нежелательный. Одно искусство будет уничтожать то, что творит другое".



Все части книги "Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К.С. Станиславского": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.