menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 7)

Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6.

Здание Главного. Продолжение.

Правда, в 50-х годах была оборудована система кондиционирования воздуха, для чего в северной части здания были пристроены шестиэтажные боковые крылья, в которых разместили технические и складские помещения, а также отдельные площади стали использоваться для творческо-репетиционной работы. То есть было сделано то, против чего категорически выступал И.В. Жолтовский: здание приобрело диссонирующие пристроенные элементы, а нужды театра так и не были удовлетворены.

Последующие работы носили исключительно "косметический характер". В 70-х годах были проведены реставрационные работы в помещениях зрительской части и зрительном зале: лепнины, резьбы, позолоты. В это же время институты «Моспроект-2» и «Гипротеатр» (авторский коллектив под руководством М.Н.Круглова) разрабатывают новое технико-экономическое обоснование реконструкции здания Главного театра, предлагая два варианта: один с сохранением существующих конструкций, другой - с разборкой внутренних степ сценической части и кирпичных столбов в пределах боковых пристроек и возведением металлического каркаса. Второй вариант отличался чистотой архитектурно-планировочного решения и при этом предусматривал значительное увеличение артистических помещений, устройство полноценных «карманов» сцены, увеличение площади и высоты склада объемных декораций. «Оба варианта, согласно заданию Главного театра и разрешению Всероссийского общества охраны памятников архитектуры, предусматривают надстройку со стороны северного фасада до общего уровня конька кровли здания и надстройку боковых пристроек на один этаж, а так же пристройку к заднему фасаду с оформлением ее по проекту архитектора А. Кавоса». Этот проект гак и не был осуществлен.

В 1987 г. выходит Постановление Совета Министров СССР «О мерах по укреплению материально-технической базы Государственного академического Главного театра СССР», в котором были закреплены направления реконструкции и технического оснащения театра. Однако масштабность работ и необходимость размещения театра в каком-то помещении па период реконструкции опять затормозили этот процесс. 7 июля 1993 г. Правительство России принимает Постановление №529 о строительстве филиала, который должен стать «домом» для коллектива театра па время реконструкции основного здания, а впоследствии его второй сценой. Одновременно началась разработка концепции реконструкции комплекса зданий Главного театра (утверждена в 1994 г.). В соответствии с данной концепцией реализация проекта разбивалась на два этапа: - первая очередь - строительство филиала, вспомогательных и производственно-технических помещений, включая реконструкцию и техническое переоснащение художественно-производственных мастерских и складского комплекса «Ангары», - вторая очередь - реконструкция и реставрация непосредственно самого здания Главного театра.

В сентябре 1995 г. строительство филиала началось. К 1999 году в рамках первой очереди реконструкции Главного театра уже введен в эксплуатацию инженерный блок, расположившийся под землей между Главным театром и зданием строящегося филиала. Отреставрирован принадлежащий театру «Дом Трубецких» в Петровском переулке для нужд музея театра, ведутся заключительные строительные и отделочные работы во вспомогательном корпусе - бывшем здании Внешэкономбанка в Копьевском переулке. В январе 1999 г. был объявлен конкурс (тендер) по выбору генерального проектировщика второй очереди строительства, реконструкции и реставрации комплекса зданий Главного театра. Победителем признано ЗАО «Курортпроект». Среди творческих проектов данного коллектива последних лет: разработка конструкций атриума Гостиного двора, торгового комплекса на Манежной площади, куполов храма Христа Спасителя.

Творческая группа «Курортпроекта» (М.Белов, М.Хазанов, К.Канчели) среди основных целей реконструкции и реставрации основного здания Главного театра определила: - создание сценического пространства, позволяющего использовать современные сценические технологии, современное механооборудование сцены, производить быструю трансформацию и смену декораций для реализации сценографических идей XXI века, а также активной гастрольной политики; сохранение естественной акустики - качественное повышение уровня комфорта для зрителей в соответствии с требованиями санитарных и гигиенических норм и норм пожарной безопасности - создание максимального уровня комфорта для артистов - организацию единой системы «сцена-склады», обеспечивающей современную технологию доставки и складирования декораций.

Здание Главного театра является уникальным памятником архитектуры. Труппа театра, ее традиции и художественное наследие также являются национальным достоянием. Исходя из этих определяющих составных частей всего комплекса проблем, можно говорить о направлениях концепции реконструкции и реставрации основного здания Главного театра. Для зрительской части необходима научная реставрация исторических интерьеров и создание высокого уровня комфорта для зрителей. В сценической части необходимо обеспечить применение современных театральных технологий, модернизацию сценической техники, создание комфортных условий для артистов театра.

Дмитрий РОДИОНОВ
Заместитель Генерального директора Главного театра России

 

Продолжение: Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.