menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 4)

Интервью с Сергеем Бархиным

Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3.

Интервью с Сергеем Бархиным

Хочу сразу заметить, что ни я, ни Мессерер не были "моторами" этой выставки. Хотя изначально выставку действительно стал толкать я. Как-то в спектакле В. Левенталя «Млада» я увидел очень красиво написанный в стиле XIX века занавес с квадригой Аполлона. Он так мне понравился, что я возомнил - хорошо бы найти и показать подлинные исторические декорации! Ну не могли же все выбросить, сжечь! Где-то ведь они должны быть? И я представил, что нахожу старые задники Коровина, Федоровского, подумал, что сделаем выставку лучше, чем «Москва - Париж», или «Москва - Берлин».

Видел я, например, в музее Дали в Фигуэросе - висит его задничек маленький - 5x5. Но я-то знаю работы наших художников-исполнителей! Когда я пришел в театр, мне стали вешать лапшу на уши, что этого нет, это сгорело. Сказали, правда, что есть гигантские склады, но разобрать их невозможно. Поехали на склады. На окраине Москвы, слипшиеся за века, какие-то тряпки лежат... Пробиваю через дирекцию Главного театра, через В. Васильева деньги, чтобы люди за дополнительную оплату смогли разобрать склады. Разобрали. Все, что нашли, сфотографировали, записали - где что лежит. Из начала века не нашли ничего, самые старые работы относятся к 50-м годам, но и этому я был рад.

Я стал думать о выставке не столько художников-постановщиков, сколько исполнителей. Представьте себе задники 24x13! На Западе никто такие задники не пишет и тем более не хранит. Все больше и больше я стал восхищаться художниками-исполнителями, которых никто не знает, никто не ценит. За свое пребывание в театре я умудрился доказать руководству без особого труда, что эти люди достойны самых высоких званий, что они фактически такие же солисты, как артисты, что люди это уходящие, и на Западе таких мастеров нет, научиться этому невозможно - только в этом театре, ну ещё в двух-трех... Решили сделать выставку мастеров: кто шил, кто выдумывал, кто делал мебель, бутафорию. В музее, в мастерских нашлись большие материалы - реквизит, костюмы, сделанные до войны и после, и к спектаклям В.Рындина, и к постановкам Ф. Федоровского. Да одних костюмов выставить можно тысяч десять! Нашли блестящий задник Валерия Доррера к «Богеме»... Таким образом, там 10-12 задников. Все это Мессерер представил замечательно.

И хотя до конца протянуть эту идею не удалось, в результате, получился перекос в пользу постановщиков, что я считаю неправильным, - все же, удалось главное: повесить задники Главного театра. И вообще, работа, которую провели люди - огромна. Просто невообразимую работу проделал Виктор Березкин. Каждый день, в течение года он ходил и музей, переписывал, вписывал, уточнял размеры, составлял каталог. Это настоящий крестьянин, пахарь! Наши музейщики просто снимают перед ним шляпу. Работа проведена титаническая, и это исторический факт. К сожалению, руководство театром сменилось, некому достойно отметить его труд. Другим героем выставки я считаю Дмитрия Викторовича Родионова. Одно дело кинуть идею, как Маркс, другое - революцию сделать. Я был художественным руководителем, но я ведь не распоряжаюсь деньгами и могу только заниматься демагогией: давайте сделаем то-то и то-то. А он, как человек очень цепкий, понимающий смысл предложений, завелся.

Поставил себе задачу и сумел пробить через вполне инертные организации деньги, сумел убедить, что это дело нужное и интересное. Или, например, чтобы восстановить целую картину из «Сусанина», который считается знаком театра, ему удалось так составить расписание, что спектакль в этот месяц идти не будет. Все понимали, что такую выставку, даже в том виде, как она получилась - не видели, никогда не увидят и не смогут сделать ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке, а если туда присовокупить и занавес Главного театра, то это будет грандиозно. Ещё для работы над каталогом я дал из своих «запасов» Бориса Трофимова - блестящего книжника. Таким образом, трех человек я считаю основной командой, авторами и создателями этой выставки. И, конечно, Мессерер. Это - ребенок Главного театра, знает всех с самого детства, у него есть широта, полное понимание, что делать. Я помог лишь в том, чтобы все они сработались - и Родионов с Мессерером, и Мессерер с Березкиным, и Березкин с Трофимовым. Единственно, на чем я настаивал, так это па том, чтобы были макеты.

Увы, сохранились макеты только за последние шесть лет. Да и эскизы остались лишь те. что были уже собственностью самих художников, а не театра. Возвращаюсь к тому, как возникла возможность реализации идеи этой выставки... Вся моя жизнь построена на хороших отношениях с друзьями, накопленными «за сотни лет». Встречает меня парень, с которым мы знакомы 35 лет. Был он рабочим сцепы в «Современнике», когда я пришел с М. Аникстом делать свой первый спектакль. Станислав Юрьевич Каракаш. Теперь он, наверное, уже лет десять директор Главного Манежа. Он предложил сделать там мою большую персональную выставку, а я ему - идею этой. И он дал место, время, чтобы к юбилею эта выставка осуществилась, стал сторонником выставки. Каждая работа нуждается в колоссальной затрате энергии, сил, времени.

Эта выставка делалась в честь и во славу художников-исполнителей Главного театра, русского театра, внесших свой безымянный, солдатский и сержантский труд в дело побед Жуковых и Коневых от театра. Вспоминаю надпись, которую сделал Левенталь на своей книжке Леонарду Анатольевичу Власову: «Спасибо за километры живописи!». Дай Бог, чтобы эта выставка и каталог зафиксировали грандиозное участие художников-декораторов и мастеров всех других смежных специальностей, которых мы попытались вспомнить.


Интервью провела и подготовила к печати Наталья Макерова

 

Продолжение: Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.