menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 12)

Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11.

ГЛАВНЫЙ ДЕКОРАТОР И МАШИНИСТ (Часть 2)

Техника сцены в 50-60-е годы 19 века была достаточно примитивной. Вот как об этом пишет Вальц. - Многие историки театра просили меня поподробнее коснуться вопросов техники сцены 50-60 годов. Что написать о том убогом состоянии театральных машин, которое я застал при поступлении на службу, сам не знаю. Почти все в то время было и тесной связи с дешевизной рабочих рук. Количеством тружеников сцены не стеснялись, благо их труд оплачивался грошами. Всевозможные театральные эффекты, которые теперь достигаются механическими приспособлениями, в то время основывались исключительно па силе и ловкости рабочих. Люки, например, приводились в движение воротами и веревками и требовали большого напряжения физических сил.

Рабочие должны были быть очень внимательны и растропныы. Возьмем хотя бы системы сигналов дли подъемов м опускания декорации. Ни о каких электрических звонках или телефонах тогда, конечно, и помину не было. Обыкновенно сигналы подавались хлопанием в ладони или маханием белого платка, и только для чистых перемен был придуман сложный, но не особенно остроумный способ. На колосниках привязывалась целая связка бубенчиков, от которых проводилась персика вниз на сцену. В нужную минуту за веревку дергали, и бубенчики обыкновенно гремели гак явственно, что были слышны и рабочим и зрителям. Декорации укреплялись исключительно гвоздями, и стук и гром во время перестановок стоял необычайный...

Во время действия шум также мешал часто исполнителям, например, во время хода лодок и кораблей, которые двигались не по рельсам, как теперь, а просто катились по сцене на деревянных колесах, лишенных резиновых или войлочных обмоток, так что скрип и грохот раздавались по всему залу. О начале применения пара для создания эффекта тумана и дыма: «... раньше в пьесах фантастического содержания, где требовались пламя и дым, последний преподносился в натуральном своем виде, что неизменно душило певцов и распространяло далеко не ароматический запах. Для этого под сценой, в местах открывающихся реек, были проложены специальные желоба с мелкими отверстиями наверху. В эти желоба насыпался порошок бенгальского огня и прокладывался воспламенительный шнур, который и поджигался в нужный момент. Порошок воспламенялся, и дым выходил струйками кверху сквозь отверстие. Новый же способ подачи пара посредством каучуковых трубок был и проще по своему техническому выполнению и не производил такого зловонного, удушливого действия. Это нововведение, кажется, единственное, не встретило особой оппозиции, хотя все-таки находились люди, которые протестовали против некоторого шипящего звука, производимою испускаемым паром.»

Кстати, этим шипением «грешат» и самые современные паровые машины, которыми пользуется театр в настоящее время. В 1863 году масляное ламповое освещение было заменено газовым, что дало возможность регулировать силу света на сцене и в зрительном зале. Также в партере вместо большой ламповой люстры била установлена новая газовая, выписанная специально из Парижа. А для обеспечения газом Главного и Малого театров был выстроен специальный газовый завод, «... помещавшийся между Малым театром и магазином бывшим Мюр и Мерилиз, на том месте, где впоследствии был сооружен Александровский пассаж». Уже в период директорства И. А. Всеволожского (18S1-1899) газовое освещение было заменено на электрическое. Театры, Главный и Малый, здания театрального училища и конторы, благодаря настойчивости директора, стали освещаться электричеством...

Эта реформа особенно сильно отразилась на сцене - возможность разнообразнейших световых эффектов сделала свет новым элементом сценической постановки. Всеволожский не ограничился этим... и выписал из-за границы целый ряд аппаратов для производства снеговых эффектов. Таким образом, в Главном театре появились электрические машины, могущие изобразить дождь, молнию, снег, движущиеся облака, водяную рябь и пр. Немаловажное усовершенствование в технике сцены досталось выполнить и мне по желанию того же Всеволожского. Мне пришлось изменить в Главном театре нею старую подъемную систему декораций- Валы и пеньковые канаты были заменены металлическими оцинкованными тросами, проведенными через металлические ролики и действующими посредством контр-грузов. Вся эта новая система приводила в движение декорации чрезвычайно легко и быстро, и также значительно облегчила груд рабочих по навеске и съемке холстов. Важную роль в обновлении сценического оформления в конце 19 века сыграл тогдашний управляющий Московской Конторой В.А. Теляковский.

Его усилиями в Главный театр были приглашены для оформления спектаклей художники-станковисты, среди которых, конечно, самым талантливым и выдающимся мастером был К.А. Коровин. Для штатных декораторов это было сигналом, что их первенство заканчивается. Как обычное следствие таких ситуаций, возникали конфликты. Положение дел в этой сфере к то время было до крайности ненормальным: декораторы делали оформление спектаклей самостоятельно, а постановщики вынуждены были принимать уже готовое оформление в своих спектаклях, что, естественно, не прибавляло постановкам художественной цельности. 

Продолжение: Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.