menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 15)

КоровинНачало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14.

ГЛАВНЫЕ ХУДОЖНИКИ: Константин Алексеевич Коровин

Заручившись согласием Всеволожского (Иван Александрович с 1881 по 1889г. директор Императорских театров), Теляковский 29 мая 1899года в докладной записке на имя Погожееа (Владимир Петрович -с 1897 по 1900 управляющий делами дирекции и Конторы Императорских театров) писал: « Отсутствие театрального художника при Московской конторе Императорских театров всегда представляло и представляет множество неудобств и затруднений при постановках новых пьес и опер...

Если в настоящее время даже частные оперы, не жалея издержек, прилагают все старания, чтобы усилить художественный интерес, и в этих целях приглашают к себе на службу всесторонне образованных художников в качестве руководителей дела, то тем необходимее Императорским театрам для выполнения своих художественных задач иметь в своем распоряжении вполне сведущего человека в вопросах бытовой истории. Умение выбрать наиболее подходящий материал для сцены, т.е. согласить экономическую сторону дела с художественной, но не в ущерб сей последней, является одним из главных условий монтировочного хозяйства и может быть достигнуто человеком, специально к этому делу подготовленным...

В настоящее время известный художник г-н Коровин предлагает Московской конторе Императорских театров свои услуги в качестве театрального художника с обязательством делать рисунки костюмов, вооружений, мебели и вообще всей бутафории, а также свои советы и руководство молодым декораторам, кроме того, наблюдение за правильным исполнением костюма по рисункам в мастерских и наиболее целесообразным выбором материала. Находя предложение Г-на Коровина полезным для театров, я прошу Ваше Превосходительство не отказать определить его в качестве театрального художники на службу в виде испытания на шесть месяцев с 1 июня по 1 декабря с платой по 200 руб. в месяц». (Цит. По: Константин Коровин вспоминает. М., 1990).

Константин Алексеевич КОРОВИН (с 1903 по 1910 гг.) "Одно появление Коровина, его беседы об искусстве и театрах для меня имели громадное значение, эта польза трудно измеряется на аршин, она открывает известный взгляд на современное искусство, его цели и стремления, словом, дает то, что может дать только талантливая натура, но для администрации польза Коровина сводилась почти к нулю, ибо в нем искали аккуратного чиновника исполнителя, а не художника. Как им пользоваться монтировочной части объяснить я не мог, ибо первое условие для этого, это чувствовать потребность в художественности и желать во что бы то пи стало воспользоваться его дарованиями...» . (Из дневников В. А. Теляковского) "Головин, никогда не порывая связи с натурой, не отдавался во власть жизненных впечатлений. Характерными качествами его декораций являлась строгая архитектоника уравновешенных форм, преобладание плоскостной их трактовки, подчеркнутость ритмов, получающих выражение в крепко очерченном рисунке, отграничивающем красочные поверхности, в орнаментальное, узорчатости линий...

Коровин ближе к живой естественности образов действительности, которую он воспринимал со всей силой непосредственности своей жизнелюбивой натуры... Прежде всего его глаз колориста воспринимал их красочную взаимосвязь, многообразие и богатство игры цвета и светотени. В декорациях Коровина главное — колористическое единство их общей цветовой гаммы, беспрерывно меняющееся, движущееся, вне четких линейных разграничений формы, как поток, искрящийся бесконечными переливами красок, раскрывающий неисчерпаемые возможности цветовых сочетаний. Темпераментность его живописи, разнообразие градаций и переходов цвета и тона, игра света и тени, взаимосвязанные, взаимопроникающие, помогали Коровину в лучших его работах достигать впечатления полного слияния с музыкой».

М. Н. Пожарская

Продолжение: Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.