Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 16)
Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15
ГЛАВНЫЕ ХУДОЖНИКИ: Михаил Иванович КУРИЛКО
«Я в это время был главным художником Главного театра, участвовал в заседаниях дирекции и только что окончил «Эсмеральду». До «Эсмеральды» балет, что называется, «дышал на ладан». Ставили старые балеты раз в неделю, сборы были слабые, спектакли расхалтурились, от прекрасных постановок Горского остались одни воспоминания, и поговаривали даже о закрытии балета как самостоятельной труппы. (...) Конечно, политграмоту не "вытанцуешь", но благодаря воздействию на эмоции, искусство - могучий рычаг культуры, важная точка его приложения. Нужно создать новый современный балет, и во всяком случае, сделать серьезную такую попытку. Конечно, встретятся трудности: с одной стороны, закостенелые формы балета, «работавшего» всегда над сказкой, привычка к наивности сюжета, огромный элемент «танца ради танца», а с другй стороны, слишком большие требования идеологического характера, схематичность этих требований... Особенность моего творчества, очевидно, как и всякого другого в том, что если я заразился какой-нибудь идеей, я не могу остановиться...».
«Я сразу все представляю в пространственном искусстве, также обстоит и с оперой, а затем приступаю к работе, показывая её режиссеру. Это очень для меня важно, чтобы не ломать некоторых сцен, которые я уже внутренне вижу. ...я стараюсь навести режиссера отдельно нарисованными сценами, наиболее важными для меня. И если не встречаю сопротивления, то рисую ряд поз, моментов действия артистов, различных примеров на сцене. ...В этом и заключается задача художника в театре. Художник жанрист, например, прекрасно компонует сцены на своих картинах, а художник-декоратор должен обнять все виды изобразительных искусств. (...) Очень трудно здесь отделить художника и режиссера, должна быть полная спетость... Я никогда не делаю замечаний артистам..., но мне доставляет огромное удовольствие перед выходом поправить что-нибудь на артисте, провести какой-то последний штрих.
Я воспринимаю артиста как свое художественное произведение, подобно иллюстрации к книге, все хочется в ней что-то ещё подправить. ... работать могу не чувствуя во время самого творческого процесса никакой усталости. Я могу написать в таком состоянии 500 метров холста живописи в сутки, не останавливаюсь в работе, и тогда всё постигаю, все знаю, как надо сделать, не могу не сделать. Творчество - это аппарат интуиции и все дело в умении им владеть, что за последние годы мне уже удается... это может проявиться не только в области живописи или в области театра, а во всем, что только творчески меня захватывает.»
Из воспоминаний М. И. Курилко «Еще раз о «Красном маке» — «Советский балет». 1984, №5, а также из Рукописи неопубликованного интервью М. И. Курилко от 27 декабря 1932 года).
Продолжение: Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.