Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 20)
Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19.
ГЛАВНЫЕ ХУДОЖНИКИ: Николай Николаевич ЗОЛОТАРЕВ (с 1974 по 1988 гг.)
«... было бы наивно полагать, будто художник прямо «переводит» увиденное в жизни па подмостки. Связи с действительными, реальными впечатлениями всегда неоднозначны, очень сложно опосредованы, преимущественно ассоциативны. Сказанное особенно важно для оперного или балетного спектакля с их исключительно высокими степенями условности. (...) Среди таких обстоятельств, самых существенных для судьбы эскизного замысла, назову воплощение декораций мастерскими. Это отнюдь не технологический, не производственный вопрос.
Это вопрос теснейшего творческого контакта художника-постановщика с мастерскими декорационного искусства и всех иных цехов - костюмерами, столярами, слесарями, бутафорами... Это проблема коллективного творчества. Творчества, основанного на длительных и славных традициях, которые существуют в Главном театре. (...) Самое прекрасное, самое важное их достоинство для театра - это готовность к перевоплощениям, профессиональное умение глубоко и проницательно прочесть эскиз, способность вжиться в мир, созданный художником-постановщиком, почувствовать неповторимость именно его почерка, его мировосприятия, его личного понимания музыки и драматургии.
(...) Опыт показывает, что замысел художника не может быть осуществлен вне художественной концепции постановщика спектакля. (...) Жизнь театра причудлива и не всегда совпадает с нашими прогнозами. И в этой жизни всегда есть место для неожиданной, никем не предвиденной встречи с новым именем, новым талантом, новым художественным открытием. В таких подарках судьбы, в таких творческих неожиданностях тоже заключается одна из притягательных сторон нашей профессии.» Н.Н.Золотарев. Чувство времени. - ж-л. «Музыкальная жизнь», 1985, №9. «... если говорить о главном принципе декорационного воплощения замысла, то тут для Главного театра традиционным является принцип живописи.
(...) Важно, чтобы театральный художник был истинно художником, живописцем в подлинном смысле. Федоровскому принадлежит заслуга утверждения героико-эпического, монументального декорационного стиля. (...) Вильямс удачно сочетал объемные и писаные декорации, добивался настроения романтической возвышенности. (...) В каждом балете, оформленном Вирсаладзе, есть зримая поэтическая метафора... Принцип освобожденного сценического пространства, соответствующий специфике балета, сочетается у него с точно выверенной конструкцией, живописный колорит с характером музыки».
Н. Н. Золотарев. Языком живописи. - К 200-летнему юбилею ГАБТа. - ж-л «Театральная жизнь», 1976. №9.
Продолжение: Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.