Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 23)
Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22.
Кто, когда и как управлял Главным театром?
С какого момента истории можно говорить о «начале Главного театра» и кого правомерно считать его первым директором? Летоисчисление основания Главного театра в разные эпохи рассчитывалось по-разному. Поводов для разночтений было предостаточно... В 1773 году московский губернский прокурор князь П.В.Урусов обратился к императрице Екатерине Второй с ходатайством о выдаче ему десятилетней привилегии па содержание русского театра в Москве на следующих условиях:
«1. Быть ему одному в течение десяти лет содержателем всех театральных представлений в Москве.
2.Платить Воспитательному Дому по предварительному соглашению 3.100 рублей ежегодно (учреждении Воспитательного Дома, Высочайшим указом от 1 сентября 176,3г. поведено брать в его пользу со всех платных зрелищ 1 /4 часть).
З. Построить на свой счет R пятилетний срок каменный театр со всеми принадлежностями». 17 марта 1776 года Екатерина подписала Указ, удовлетворивший ходатайство. В компаньоны князь Урусов пригласил М.Е.Медок
В скором времени театр, построенный Медоксом в 1780г., стали звать «театром Медокса» или, по месту расположения на Петровской площади - "Петровским театром». В связи с тем, что в 1806г. Московский театр был учрежден Высочайшим повелением - уже со статусом Императорский - и вошел в состав Дирекции Императорских театров, то и с этой даты возможно было бы начинать отсчет истории Главного театра... 6(18) января 1825г. состоялось открытие нового здания Главного театра, выстроенного на месте сгоревшего 20 лет тому назад. Именно на этой дате основывалось официальное празднование столетия Главного театра в 1925г. После пожара 1853 г. здание было отстроено, и спектакли там возобновились в 1856 г. ещё одна возможная дата отсчета.
Наконец, 1917-й год, который наряду с другими категориями, отбросил в определенном смысле и историю Императорских театров (даже на рубеже 70-80-х годов в своей диссертации Ю.М.Орлов был лишен возможности упоминать термин «императорский», а работа была посвящена именно истории организации Императорских театров...). Но именно с советских времен и поныне Главный театр существует в статусе главного театра оперы и балета страны. Нынешний юбилей Главного театра отсылает нас к 1776 году, правомерно включая в свою историю всю деятельность Театра Медокса. Первый директор Главного театра Михаил Егорович Медокс (1747 - 1822) родился в Англии. По образованию математики механик, он начинал преподавать в Оксфорде, но в 1766 г. был приглашен в Россию учителем математики и физики при наследнике Павле. Позднее он переезжает в Москву и становится антрепренером театра, открытого еще в 1758 г. Локателли. Князь Урусов довольно быстро отошел от общего дела и уступил свою привилегию на театр Медокеу, поняв финансовую убыточность этой затеи. Первые четыре года (с 1776 по 1780) спектакли силами русской труппы ставили в доме Воронцова на Знаменке. 30 декабря 1780 г. состоялось первое представление в новом каменном здании: балет-пантомима «Волшебная школа».
Труппа была невелика, в год давала не более 80 спектаклей. В 1784 г. Петровскому театру был передай балетный класс Воспитательного дома. . Долги Медокса после завершения строительства были oгpoмны. Он вложил немалые личные средства в дело, но их явно недоставало. (Даже при хорошей посещаемости, продажей билетов на спектакли, в лучшем случае, можно окупать текущие расходы, но не развивать свое «производство»). И к началу Х1Хв. долг Медокса по всем его обязательствам составил 300.000 рублей... Честность и аккуратность Медокса в ведении дел не вызывала сомнений. Поэтому, когда он обратился к Опекунскому Совету со следующим предложением: «долгов моих выплатить я уже никак не могу, а потому в обеспечении Воспитательного Дома другого средства не нахожу, как предаю сам себя, со всем мо им заведением, в полную волю и управление почтенного Опекунского Совета», — Совет согласился и принял самого Медокса со всем его имуществом в залог.
Медокс стал заложником Казны, что оборачивалось для него возможностью избежать тюрьмы и оградить себя от неотступных кредиторов. В первые годы XIХв. все дела театра от имени Воспитательного Дома вел г-н Карпович, которого условно можно считать вторым директором Главного театра. Когда Опекунский Совет, а с ним и Театр Медокса, поступил в ведение императрицы Марии Федоровны, та в признание заслуг Медокса назначила ему пожизненную пенсию в 3.000 рублей. В 1804г. был создан Комитет для приведения в порядок дел Петровского театра. Из средств Воспитательного Дома государством был взят заем на сумму 300.000 руб., из которых был погашен долг Медокса Воспитательному Дому 190 тыс. рублей, 110 тыс. - уплачены 46 его кредиторам. На протяжении многих лет Казна погашала свой долг Воспитательному Дому из расчета 10 тыс. рублей в год. Таким образом, государство оказалось правопреемником театра Медокса.
Продолжение: Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.