menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 31)

Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30.

Размышления о проблемах балетной жизни

Мне непросто писать о менеджменте в балете; говорить о творческих планах, о художественной стороне намного легче. Нас часто сопоставляют с Западом. Говорят, хорошо бы и нам, как «Ковент-Гарден» или Опера Бастий... Я много думал об этом. Мне есть, с чем сравнивать, я двенадцать лет работал и работаю в самых равных театрах мира. Постоянно сотрудничаю с <Ковент-Гарденом», с Ноймайером, с театром Ла Скала, Амстердамским балетом, Баварским балетом, с Копенгагенским театром, с балетом Токио Асами Маки. У каждого такого коллектива своя школа, свои традиции. В Копенгагене, например, по-прежнему сохраняют наследие Бурнонвиля; в Голландии свои герои - Ханс Ван Манен, Иржи Килиан. В Германии -Ноймайер... Я часто размышляю, что бы мы могли взять оттуда, даже не в творческом плане, а в плане организации.

На первом месте стоит контракт - настоящий контракт в действии. Как работает такая система на Западе? У них существует огромная информационная база. Например, рассылаются бюллетени о том, кто, где, когда и что исполнил. Как правило, контракты заключаются с солистами в возрасте 23-24 лет. Такой подход позволяет плотно эксплуатировать артиста 5-6 лет, а в этот же период искать, подбирать новые кадры на дальнейшую работу. Это придает дополнительный импульс творческому процессу и вызывает постоянный интерес зрителя к театру, к сцене. Но и здесь есть своя оборотная сторона. Иногда, уже в процессе работы выясняется, что приглашенный на контракт солист совершенно не вписывается в труппу по стилю и манере своего исполнения.

То есть формально все элементы могут проделываться им великолепно и четко, и в то же время будет очень ощущаться диссонанс между ним и остальной частью труппы. Нам в этом смысле легче. В России все-таки существует единая балетная школа. Москва, Петербург, Пермь могут различаться какими-то акцептами, нюансами, по при этом школа одна. Главный театр одним из первых в России перешел на контрактную систему, и хотя она пока далеко не совершенна, есть и в ней положительные моменты. Контракт заключается па сезон, максимум на два. В соответствии с ним, оплата складывается таким образом: некоторая фиксированная - гарантированная - сумма, плюс оплата по спектаклям. В подборе молодых кадров, мы в основном опираемся на училище, где постоянно бываем, присматривая талантливых ребят, затем присутствуем на выпускном экзамене, а уже весной проводим открытый конкурс по подбору кадров в балетную труппу, в котором наряду с приглашенными выпускниками, участвуют многие подавшие заявления со стороны. К сожалению, в последние годы ожидаемого результата эти конкурсы не принесли. Желающих подать заявки было не так много, а среди принявших участие ярких звезд практически не оказалось. Представляю, какой ажиотаж вызвало бы подобное объявление, предположим, в 70-80-е годы. В новой экономической ситуации это, увы, не так.

В Главном есть такая традиция, что любой, даже самый талантливый танцор сначала попадает в кордебалет. Как бы он хорош ни был. Потом его начинают пробовать на сольные партии. И тут проявляется несовершенство нашего контракта. Оказывается, что мы не имеем права делать молодому артисту кордебалета репетиции для освоения сольного репертуара в дневное время, либо за это надо доплачивать. Поэтому иногда я думаю, а не проще ли возвратить систему заработной платы, значительно увеличив ее, и не связываться с контрактами. Выход из такой ситуации я вижу в том, чтобы не слепо перенимать западный контракт (там тоже, кстати, везде есть свои особенности), а в том, чтобы адаптировать его к нашему театру, к нашей действительности.

Например, на Западе любят ставить спектакли блоками - отыграют «Спящую» целый месяц, а потом год или два не показывают... или «Щелкунчик», который практически один стоит на афишах всех балетных театров Америки и Европы весь декабрь. Мне кажется, что для России такое планирование губительно. Во-первых, наши люди вообще привыкли жить несколько хаотично, не привыкли планировать свой досуг на несколько месяцев вперед, во-вторых, при таком формировании репертуара совершенно теряются, притупляются эмоции актера, который начинает выполнять движения чисто механически, и зритель, естественно, лишается того чуда, которое называется настоящим искусством. Поэтому я считаю, что, если даже ставить спектакли блоками (что, конечно, по-своему удобно кордебалету, репетиторам и, тем более, постановочной бригаде), то одно название можно давать подряд 4 -5 раз, не больше. Огромной важности задача - поиск новых постановщиков.

В наш театр, имеющий самую большую балетную труппу в мире и обладающий высокой репутацией, поиск нового хореографа усложнен тем, что талант такого человека должен соответствовать уровню Главного. Прошло то время, когда в каждой стране мы могли назвать до пяти выдающихся хореографов. А ведь так было всего 20-30 лет назад. Сегодня поиск талантливых молодых балетмейстеров - это серьезная проблема. Может быть, имеет смысл периодически организовывать конкурсы молодых хореографов. Или, как это заведено в труппе у Джона Ноймайера, давать возможность ставить своим солистам, и тоже проводить конкурс, но уже внутренний. Это практикуется во многих западных театрах. Конкурс хореографов и исполнителей, который проходил в советские времена на сцене зала имени Чайковского, давал нам возможность знакомиться и смотреть хореографию балетмейстеров, работавших по всему Союзу. И мы знали, что в России есть интересно мыслящие люди. Да и они после этих конкурсов получали возможность ставить уже в больших театрах. К сожалению, это утеряно. С другой стороны, хореографичческий кризис сегодняшнего дня есть, на мой взгляд, следствие легкодоступное любого произведения. Появилось столько видеозаписей, что хореографы невольно начинают оглядываться, смотреть, опираться на эти материалы. Кроме того, в нашей жизни появилось столько соблазнов: профессиональный спорт с его невероятными призовыми фондами, компьютеры, интернет, коммерция. А балет - это романтика!

Борис Акимов,
Художественный руководитель балета Главного театра

Продолжение: Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.