Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 32)
Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31.
Из истории создания мягких декораций в Главном театре
В 1923 году, когда при постановке оперы «Лоэнгрин» по эскизам Ф.Ф. Федоровского потребовалось изготовить восемь колонн высотой 1З м, имеющих в сечении метровую восьмиугольную звезду, впервые был найден способ и разработаны производственные условия для изготовления мягких объемных декораций. От жестких декораций они выгодно отличаются тем, что не имеют стыков, могут иметь любую фактуру и живописную обработку. Впоследствии мягкие объемные декорации стали часто использоваться в постановках Главного театра. Так, в 1924-м для оперы «Фауст» (художник Федоровский) изготовили несколько круглых граненых башен диаметром от 3 до 5 м и
Верх каждой колонны венчался капителью, выполненной в жесткой конструкции с лепкой. Стволы колонн изготовлялись из плюша, расписанного анилиновой краской под фактуру малахитового камня. В 1934 году к опере «Гугеноты» (художник И. М. Рабинович) для картины «Сад» таким же способом были сделаны степы из стриженых деревьев (с фактурной поверхностью из марли и холега), а для картины «Храм» - несколько тонких колонн высотой 1З м и сложных в сечении (снизу к ним подставлялись скульптурные цоколи). В 1939 году в опере «Абесалом и Этери» (художник В. Ф. Рындин) восемь колонн имели рустовую рельефную кладку - нашивка рельефной аппликации с подкладкой ваты. Таким же способом была изготовлена башня конической граненой формы.
В 1947 году в балете «Пламя Парижа» (художник 13. В. Дмитриев) как мягкая объемная декорация была изготовлена круглая коническая башня. Её верх венчал жесткий зубчатый карниз, а снизу подставлялся жесткий цоколь. Четыре мягкие колонны заканчивались капителями. Мягкие объемные декорации представляют собой очень простую конструкцию, состоящую из нескольких горизонтальных фрамуг, по форме соответствующих плат- изготовляемой детали декорации и расставленных равномерно друг от друга во всей ее высоте. По вертикали фрамуги в нескольких точках соединяются тесьмой или веревками, равномерно расположенными по периметру фрамуги. По верху такой «скелет» затягивают подготовленной и обработанной под нужную фактуру тканью.
С лицевой стороны ткань крепят к верхней и нижней фрамугам, а средние фрамуги только поддерживают заданную форму каркаса. Такое крепление ткани обеспечивает равномерное натяжение всего материала и не выявляет ребер промежуточных фрамуг. Мягкая объемная декорация, подвешенная па верхнюю фрамугу за один или несколько тросов, натягивается благодаря грузу, накладывемому на нижнюю фрамугу, или - креплению к полу. Этим и ограничивается весь монтаж мягкой декорации. Для уборки ее спускают и складывают на специальный мешок или просто связывают вязками. В таком виде она компактна и удобна для хранения. Количество фрамуг каждой декорации определяют по чертежу, согласно ее высоте и форме.
Для круглых и прямых по вертикали форм фрамуги можно расставлять на расстоянии от 1,5 до 2 м. Граненые формы требуют меньших интервалов и, следовательно, большего числа фрамуг. Купола нуждаются в еще более частых фрамугах. Верхние и нижние фрамуги нужно делать более прочными, чем промежуточные, так как они испытывают большее напряжение. Если мягкие объемные декорации не высоки или нежелателен проходящий над ними трос, можно для их установки использовать специальные треноги или рамы с выступающими вверх шестами, на которые надевается декорация. В этом случае в верхней части изделия на верхней фрамуге делается гнездо, куда втыкается шест.
Из статьи М. Л. Петровского «Сценическая техника и технология», Вып.1,1974 г.
Продолжение: Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.