Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 36)
Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35.
«ПИКОВАЯ ДАМА»: РЕКОНСТРУКЦИЯ, ИЛИ ВЕРСИЯ?
Бытие спектакля продолжается, пока не угаснет к нему интерес зрителей. Самая долгая сценическая судьба у спектаклей музыкального театра, но и они рано или поздно становятся достоянием истории. Поэтому в последнее время возник интерес к аутентичному искусству, и на сцену, в первую очередь оперно-балетную, стали возвращаться лучшие спектакли прошлых лет. Спектакли Главного театра, созданные за 225 лет его истории, по праву являются культурным достоянием страны.
Театр с такой богатой художественной историей может и должен работать в двух режимах -как театр и как музей, то есть радовать зрителей искусством современным, ярким, оригинальным, и вместе с тем показывать классику прошлых лет. Новые поколения имеют такое же право видеть лучшие спектакли прошлого - как и современники старых постановок Практика театра знает два пути возвращения на подмостки сценических шедевров: первый, пока еще очень редкий, - реконструкция, это путь самоограничения, исключающий попытки осовременить спектакль, адаптировать его к эстетическим вкусам сегодняшней публики; второй - версия, или, как указывается в афишах, «новая сценическая редакция». Есть и не позволяющий определить степень вмешательства постановщиков в старый художественный контекст термин «возобновление». Зрители верят, что видят первозданный вариант, - но так ли это на самом деле? Загадка...
Одна из таких загадок - опера «Пиковая дама» в Главном театре. Владимир Дмитриев пять раз обращался к «Пиковой даме»: в 1931-м и 1944-м гг. оформлял оперу П.И.Чайковского в Главном театре, в 1935-м - в ГАТОБ (б. Мариинский театр) и в 1942-м - в Саратовском Государственном театре оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского; кроме того, в 1938 году художник принял предложение В.З. Мейерхольда оформить оперу для постановки в Студии К.С.Станиславского, выполнил несколько эскизов, по работу прервал арест режиссера. Основная тема оперы Чайковского - тема рока, страсти, столкновения человека с судьбой, была близка Дмитриеву. Для каждой постановки он создавал новые образные решения, стремясь изобразительными средствами передать во всей сложности и глубине замысел композитора. «Пиковая дама» 1944 года (реж. Л.В.Баратов) была восстановлена в новой сценической редакции Б.Покровским в 1964 году и идет на сцене театра по сей день. В программке указано: «оформление по эскизам художника В. Дмитриева осуществлено под руководством Н. Золотарева». Но на самом деле это новая версия.
У Дмитриева и Баратова в спектакле главенствовала трагическая тема власти рока, Покровский и Золотарев доминирующей сделали драму личности. Изменение трактовки оперы Покровским привело к существенным коррективам визуального образа спектакля. Без изменений осталась только одна картина - «Зимняя канавка» («Дворцовая набережная» в варианте Дмитриева). Золотарев внес принципиальные изменения в эскизы Дмитриева. За 20 лет, разделивших эти две премьеры, в стране произошла смена эпох. Спектакль, поставленный во время войны, был возобновлен в период «оттепели», и поэтому нес на себе уже иную образную нагрузку. На рубеже 50-60-х годов в отечественной сценографии возникают новые приемы и язык, формируются новые модели визуальной образности, рождается иная театральная эстетика.
Покровский и Золотарев стремились максимально тактично внести в эскизы Дмитриева необходимые им коррективы, однако разница в трактовке оперы Чайковского не могла не привести к противоречию с замыслом Дмитриева. В «Пиковой даме» 1944-го Дмитриев создал образ всевластия рока, продолжив развитие на отечественной сцене этой трагической темы, воплощенной его учителями Вс.Мейерхольдом и А.Головиным в «Маскараде». О легендарном спектакле Александринки, премьера которого прошла в последний день существования российской монархии, напоминают траурные арлекины, обрамляющие портал сцены, и цветовое решение картин «Бал». «Спальня Графини», «Зимняя канавка» и «Игорный дом», костюмы персонажей в сцене бала. Но самым ярким подтверждением этого обращения должен был стать известный по эскизу Дмитриева живописный занавес к «Пиковой даме» - своеобразный манифест, декларация о приверженности сценическим образам Головина и Мейерхольда.
Заявлялся спектакль трагического звучания. Одна из сцен в «Маскараде» называлась «Страшная игральная». Дмитриев в занавесе дал парафраз этой страшной игральной. В обрамлении темно-коричневых, черных и темно-красных занавесей и арлекинов в комнате с красными стенами за огромным круглым игорным столом, освещенным канделябрами, идет мистическая игра; за спинами игроков проходит одетый в бауту персонаж (Дмитриев точно воспроизвел маскарадный костюм Неизвестного из «Маскарада»), за игрой наблюдает стоящий к зрителям спиной мужчина и черном плаще и треуголке - может быть, это Герман. Происходящее в красной комнате отражается в зеркале. Огромное, находящееся в центре занавеса, оно втягивает в глубину сцены игроков, да и самих зрителей как бы вовлекая в трагическое действо. Пo замыслу Дмитриева, контрапунктом мистическому трагизму занавеса должна была прозвучать первая картина - «Летний сад», с ее лирической, почти буколической атмосферой и подчеркнутой замкнутостью пространства, в котором неминуемо должны столкнуться все участники драмы. (Продолжение следует...)
Продолжение: Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.