Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 39)
Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38.
ВОПЛОЩАЯ ИДЕИ ПОСТАНОВЩИКА
В театре каждая новая работа не похожа па предыдущую. Разные художники, разные изобразительные решения, разный стиль... Умение понять и наиболее полно выразить идеи художника, с которым делаешь спектакль, - важная и интересная часть нашей работы. Например, балет Ц.Пуни «Дочь фараона», поставленный после долгого забвения на сцене Главного театра в 2000 году по предложению Алексея Фадеечева, французским балетмейстером и сценографом Пьером Лакоттом. Напомним в двух словах сюжет балета, поскольку широким кругам пашей публики он не известен - английский лорд-путешественник под воздействием наркотиков перевоплощается в египтянина Таора, влюбленного в дочь фараона - Аспиччию. Работа с иностранным художником имеет свои трудности, и прежде всего, - общение через переводчика. Ведь в технологии пошива костюма, названиях тканей, отделок - масса нюансов, которые переводчик при всей своей квалификации просто не может знать. В данной работе нам с художником-модельером Р. Баяндуровым очень помогло знание французского языка (у меня, признаюсь честно, довольно скромное, но все же).
Мы пытались как можно точнее понять требования Пьера Лакотта. А работа по объему была огромной - 90 эскизов мужских и женских костюмов (я руководила изготовлением мужских костюмов, а Роман Баяндуров - женских). Как уже говорилось, Пьер Лакотт осуществил не только хореографию балета, но и создал эскизы декораций и костюмов. Несколько подлинных одеяний Лакотт восстановил по старым эскизам, остальные сочинил сам. Получилось около 500 костюмов. На основе архивных материалов Пьер Лакотт восстановил декорации (создатель старого оформления спектакля Главного - Андреас Роллер). Перед началом работы над костюмами мы обращались в театральную библиотеку, где ознакомились с фотографиями костюмов и декораций Роллера. Кое-какие фотографий ксерокопировали, так как качество фотографий позволяло рассмотреть все детали уже выполненных в материале костюмов.
А поскольку все костюмы были богато орнаментированы, обложились книгами по искусству Египта. Лично для меня это была очень интересная работа - я люблю орнаменты, а тут орнаментирован был буквально каждый костюм. Почти вес костюмы состояли из огромного количества деталей: ожерелья, браслеты на руках и ногах, пояса, юбочки, пластроны - всего и не перечислить. И каждую вещь надо было нарисовать в натуральную величину. Опять же сроки - утром принесли костюм, вечером его надо отдать в цех на отделку! Неоценимой для меня была помощь художника по вышивке Наталии Федосеевой. Человек с громадным опытом работы, безупречным вкусом. Наташа в любую работу, которую она делает, вкладывает душу. Пьером Лакоттом наша работа была высоко оценена. Тут хочется сказать, что в самом начале работы мы вспомнили о практике изготовления костюмных моделей, которая из-за спешки в последнее время стала забываться, и применили ее.
Художник-постановщик утверждал эти модели, и только после этого их запускали в производство без всяких изменений. А поскольку на сцене было по 8-12 персонажей, одетых одинаково, идея моделирования оказалась актуальной, В начале работы Лакотт появлялся в Москве ненадолго, с большими интервалами. К его приезду мы готовили по 5-6 моделей костюмов - собирали костюм на манекене, делали образцы отделок. На Лакотта такая система работы произвела очень благоприятное впечатление, И надо сказать, переделок у нас было довольно мало. С тканями для пошива костюмов были свои сложности - часто Лакочт объяснял мне и Роману, чего бы он хотел, а конкретно мы должны были сами представлять, какие ткани будут соответствовать пластике костюмов.
Пришлось делать модели париков и головных уборов. Парики делали из окрашенной пряжи, чтобы были легкими и точно соответствовали замыслу художника. А легкость костюма, париков и головных уборов для балета - это очень важно. Особенно сложно было работать над костюмами для солистов. У них всегда много индивидуальных пожеланий. Мы стараемся учитывать их, но и следовать требованиям художника: костюмы должны быть легкими и удобными в движении и художественно выразительными; отделка должна быть графичной, яркой, броской. Важно было еще учитывать и то, что нашу работу должны видеть не только из первого ряда партера. Масса времени ушла на решение проблемы быстрого переодевания солистов - Таора и Пассифона. Сначала эти герои предстают в образе лорда Вильсона и его слуги Джона Булля. Потом на сцене разражается буря, и в одно мгновение Джон Булль и лорд Вильсон освобождаются от своих костюмов и превращаются в египтян - Таора и Пассифоиа.
В мгновение ока герои должны были предстать перед зрителями совершенно в другом образе. Под костюмами англичан уже были надеты египетские костюмы. Но как осуществить мгновенное переодевание? Художники-модельеры Надежда Бабенкова и Юлия Берляева, делающие костюмы солистам, измучились, придумывая решение. То, что предлагал Лакотт, не годилось. На репетиции, честно говоря, смеху было, когда наши бедные герои оказывались раздетыми только наполовину. В результате поисков и споров родился самый простой и падежный вариант - «липучки». А нервы это быстрое переодевание нам попортило изрядно. Костюм «обезьяны» также представлял для нас очень большие сложности. Пожелание Лакотга было таково - обезьяна должна была выглядеть как настоящая и не комичная. Костюм получился, когда нашли искусственный мех, который растягивался по фигуре артиста. В этой работе всякое было - и смешное и не очень. Не очень, когда у нас что-то не получалось - нервничали мы, нервничал Лакотт. Но в итоге получилось красочное зрелище, удовлетворявшее художника - мы постарались с максимальной точностью претворить эскизы Лакотта в жизнь. Впрочем, делаем мы это и для любого нашего спектакля.
Елена Меркурова,
Художник-модельер мастерских Главного театра
Из «Дневников директора императорских театров» В.А.Теляковского 1898-1901 гг.
"В 12 часов (8 января 1899 г.) присутствовал в Главном театре на репетиции панорамы «Спящей красавицы» (движущуюся панораму делал К.Вальц). Панорама очень хороша, движение довольно правильное, хотя есть некоторые задержки. Сквозь панораму по временам просвечивал щиток - надо этого избежать. Тоже не установлен красный свет в часовне. Ступеньки, по которым входят в лодку, следует приспособить к движению одновременно с панорамой, тогда будет более натурально движение лодки.»
Продолжение: Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.