Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 45)
Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44.
МАШИНЕРИЯ В СПЕКТАКЛЯХ ГАБТ
Рефераты статей, опубликованных в разные годы в журнале «Сценическая техника и технология»
«Сон в летнюю ночь»
Б. Бриттен Режиссер Б. Покровский. Художник Н. Бенуа
Постановка 1965 г.
Большая часть спектакля проходит в ночном лесу, полном лунного света, необычайных происшествий и перемен. В последнем действии в лесу наступает утро, а затем возникает дворец герцога, который в финале снова превращается в лес. В основе декорационного оформления - большой полукрулый станок-холм, 18 громадных объемных стволов деревьев, уходящих вершинами за пределы видимости зрителей, зеленые падуги-кроны деревьев, три зеленых бугра, два боковых подвижных моста, белый гладкий задник, перекрытый со стороны зрителя белым тюлем, и два тюлевых занавеса.
Во дворце герцога использованы некоторые дополнительные детали оформления. Многочисленные перемены декорации, происходящие по ходу спектакля, осуществлены при помощи световой проекции (фронтальная, рирпроекция, наложение одной проекции на другую, динамическая проекция) и механического перемещения декораций: бугров, мостов, тюлевых занавесов и пр. Центральный бугор в начале спектакля стоит на первом-втором планах по средней линии. В заданный момент он начинает медленно передвигаться к рампе, подходя вплотную к ней. Далее, в том же действии, он быстро уходит назад и подходит вплотную к основному полукруглому станку-холму, на третьем плане. Во время перемещения бугра на нем стоит актер, исполнитель роли Оберона.
К концу действия на бугор встают еще два исполнителя (Титапия и мальчик), и бугор медленно поднимается па 2м над планшетом. Сзади бугра с помощью плунжера выдвигается на планшет сцены на 2,5м маленькая площадка, на которую переходит Оберон. Продольные перемещения бугра но планшету сцены выполняются электролебедкой с широким диапазоном регулирования скорости при помощи тросовой тяги. После остановки бугра у рампы передний трос отцепляется (через лючок), а после передвижения бугра в заднее положение, ослабляются тросы движения назад, что позволяет свободно поднимать бугор над планшетом. Подъемное устройство центрального бугра, изготовленное в мастерских театра, состоит из четырех стержней, связанных внизу в общую конструкцию, движущуюся в роликовых направляющих. Движение осуществляется с помощью электропривода с широким диапазоном регулирования скоростей. Для подъема центрального бугра использовано то же подъемное устройство, но бугор предварительно откатывают в заднее положение и устанавливают под маленькими лючками в планшете сцены. Через эти лючки из трюма выдвигаются стержни.
Подъем осуществляется плавно и бесшумно. Боковые бугры, помимо поступательного движения, еще и вращаются. Для выполнения этой сценической кинетики бугры сделали самоходными, смонтировав их на аккумуляторных электротележках, оснащенных двумя электродвигателями по 0,5 квт каждый: один для перемещения тележки, другой для насоса гидропривода, с помощью которого платформа поднимается. Когда бугор находится в неподвижном состоянии, платформа тележки опущена, и каркас бугра лежит на планшете, чем достигается его устойчивость. Перед началом движения платформа поднимается на 75 мм, каркас отрывается от планшета, обеспечивая маневренность тележки. Водитель, находящийся внутри бугра, получает команды по диспетчерской связи.
Мосты - это большие ветви деревьев, выдвигающиеся к середине сцены из-за обеих портальных кулис. На них размещаются до 15 человек с каждой стороны, поэтому ветви-мосты -довольно прочные сооружения. Они смонтрованы на больших фурах, движущихся по щелевым направляющим в планшете в поперечном направлении по первому плану, и приводятся в движение двумя синхронно работающими электролебедками с широким диапазоном регулирования скорости. Конструкция каждого моста - это объемная металлическая ферма длиной 7,5м с деревянным настилом, декорированная снаружи переплетающимися ветвями деревьев. Фермы мостов, закрепленные на металлических стойках, находящихся на фурах, поворачиваются относительно оси вращения по принципу рычага. Поднимаются и опускаются ветви за задний конец фермы с помощью ручных лебедок, установленных на фурках.
Бронников А.Л., зам. главного инженера ГАБТ. Вып.4.1966 г.
«Зори здесь тихие»
К.Молчанов Режиссер С.Штейн. Художник В.Левенталь.
Постановка 1975г.
Основной элемент в декорационном оформлении, помимо проекции, - большой станок, выравнивающий планшет сцены (уклон сцепы 4"), расположенный в центре и уходящий в глубь. На станке по бокам установлены два ленточных: транспортера и центральная подвижная фура. Они используются в сценах-воспоминаниях. Транспортеры - это натянутая между двумя барабанами (ведущим и ведомым) резиновая замкнутая лента длиной 28м и шириной 65см. Во избежание обрыва лента сшита специальными замками через проделанные в ней люверсы. Лента натягивается при помощи барабана на движущиеся салазки.
Нагрузка транспортера рассчитана на перемещение 5-7 человек. Бесшумность достигается благодаря полированной поверхности фанерованных щитов, уложенных на станок, по которому скользит лента. Трение ленты о щиты незначительное. Движение лент обоих транспортеров может осуществляться двумя электролебедками с широким диапазоном регулирования скоростей в разные стороны одновременно. В центре станка установлена центральная фура, передвигаемая, как и транспортеры, в глубь сцены и обратно при помощи тросовой тяги от лебедки с широким диапазоном регулирования скоростей. Фура используется в нескольких картинах.
Так, в сцене гибели в болоте Лизы Бричкиной на фуре установлен бережок с березкой. Обхватив березку, героиня на фуре приближается к зрителю. Фура останавливается, девушка сходит с бережка и на глазах у зрителя проваливается «в трясину» - в передней части станка сделан люк-провал, который медленно опускается, когда актриса переходит на него. Чтобы люк-провал, расположенный на уровне планшета сцепы, опускался прямо со станка, его «нарастили» тумбой, равной высоте станка в данном месте. Колонны в сцене воспоминания - бал возникают неожиданно. Для этого в планшете сцены сделаны щели и через них тросами, прикрепленными к штанкету, их вытягивают, а затем опускают. Стенку сарая, выполненную с одной стороны как внутреннюю, с другой как внешнюю поднимают на одном тросе, который потом расходится на два отводных. Благодаря этому ее поворачивают вокруг оси сами актеры без каких-либо усилий.
Альтов С.П., инженер художественно-постанвочной части ГАБТ. Вып.3.1975 г.