menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 1

А. ГАТЕНЯН

Режиссерский замысел и его воплощение

"ВЛАСТЬ ТЬМЫ")

Драма Л. Н. Толстого «Власть тьмы» имеет обширную сценическую историю: это пьеса, которая обошла почти все театры мира, с постановкой которой выступали многие прославленные мастера русского и мирового театра.

Но «Власть тьмы» — пьеса, которой очень и очень не везло: целых девять лет после написания она находилась под строгим цензурным запретом, затем ее разрешили к постановке, но с большими купюрами, суживающими идейное содержание пьесы, потом ее снова запретили.

Уже после того как в результате долгой и упорной борьбы передовых деятелей русского театра с цензурой «Власть тьмы» в 1895 году была наконец разрешена для постановки на сцене и ее наряду со столичными казенными и частными театрами (Малый и «Скоморох» в Москве, Александрийский и Литературно-артистический кружок в Петербурге и др.) с успехом стали ставить провинциальные и народные театры, ее постановки на сценах общедоступных театров были вновь запрещены. Пьесе ставились всяческие препоны, чтобы не допустить до широкого демократического зрителя, который проявил к народной драме Толстого огромный интерес. Показательно, что в московском общедоступном театре «Скоморох» спектакль «Власть тьмы» прошел свыше ста раз подряд.

«Власть тьмы» — произведение новаторское. Впервые в истории русской драматургии в ней с огромной силой правды была показана жизнь широких масс русского крестьянства в пореформенную эпоху, выражено их стихийное чувство протеста, негодования против социально-экономического закабаления, нищеты и бесправия. Эта взрывчатая сила драмы остро ощущалась противниками пьесы, открыто требовавшими ее запрещения или стремившимися приглушить ее социальное звучание и выдвинуть на первый план моралистические тенденции. Именно поэтому «Власть тьмы» так густо обросла всяческими предрассудками в ее толковании, дурными критическими и сценическими традициями, мешающими разглядеть ее истинную сущность. Сгущение до предела мрачных красок, создававшее ощущение безысходности и неверия в силы русского народа; истолкование образа Акима как носителя идеи непротивления злу насилием и христианского подвижничества; трактовка покаяния Никиты как христианского «подвига»; поиски «языческих» черт души русского мужика в жизненно конкретном образе отставного солдата Митрича; исполнение роли Матрены как традиционной злодейки, против чего особенно возражал Толстой; этнография и натурализм в воспроизведении быта крестьян Тульской губернии и т. д. — в той или иной степени были свойственны почти всем постановкам «Власти тьмы» в дореволюционном театре. При самом искреннем стремлении полнее и глубже раскрыть демократизм и гуманистическое содержание драмы Толстого даже передовые театры страны — Малый (1895), Художественный (1902) и другие — не улавливали, как говорил Вл. И. Немирович-Данченко об опыте постановки пьесы в Художественном театре, самого главного в «драматическом нерве» толстовской пьесы.

Как это ни удивительно, но и в советском театре, особенно в первые десятилетия, сценическая судьба «Власти тьмы» тоже была неровной.

 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.