menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 8

Это очень важное признание толстовской Анисьи об изменившемся отношении к ней мужа в спектакле опущено. Зато, вопреки сдержанным — но требующим от исполнителя большей внутренней силы в передаче неистребимого отвращения, ненависти Никиты к Анисье — ремаркам Толстого, в третьем акте разыгрывается шумная сцена пьяной драки: Никита швыряет Анисью на пол, бегает за ней по избе, бьет ее за печкой, толкает к двери и пинком вышвыривает ее вон из избы. А когда плачущая Аиисья возвращается в избу, он уже совсем непоследовательно неожиданно обнимает припавшую к нему на грудь Анисью, нежно ласкает ее и лишь под взглядом разъяренной Акулины смущенно и виновато отодвигается от жены. Положение не в меру любвеобильного Никиты становится комичным, внутренний конфликт его лишается своей глубины, и поведение Никиты по отношению к Анисье выглядит самодурством избалованного и не в меру выпившего человека.

Преувеличив значение темы «хозяина» и придав жалостливости Никиты такой неразборчивый характер, режиссер не раскрыл в этой сцене с достаточной четкостью ни действительных причин семейного конфликта Никиты, ни его душевного разлада. Этим он затруднил задачу актера с достаточной убедительностью обосновать психологическое состояние Никиты.

В пьяном кураже и потасовках в третьем акте Никита как бы забыл об отце. И только тогда, когда Аким напомнил о Марине, вернул ему деньги и отказался, несмотря на ночную пору, остаться с ним под одним кровом, Никиту схватило за сердце. Эту сцену В. Доронин проводит с большим внутренним напряжением и подлинным драматизмом.
В четвертом акте, когда, закопав убитого ребенка, как бы согнувшись под бременем совершенного преступления, сразу «повзрослевший» и посуровевший Никита входит в избу и со словами: «Что они со мной сделали? Что они со мной сделали?!» — падает на колени перед образами, делается ясным, что он больше не сможет жить, как прежде. Глядя на Никиту — Доронина в этой сцене, вспоминаешь, что, когда В. Давыдов читал Л. Толстому сцену, где Никита ужасается совершенному им, по лицу автора «Власти тьмы» катились слезы.

Глубоко и тонко раскрывает В. Доронин сложное психологическое состояние Никиты в последнем акте. Приходит пьяная Анисья, чтобы отвести Никиту в избу благословить молодых. Она безгранично счастлива, «... уж так почестно, хорошо так!» — говорит она ему. А Никита смотрит на Анисью точно издалека, с тоскливым недоумением спрашивая: «Что хорошо-то?». С тем же отрешенным лицом, механически исполняет он привычную «проходочку» пляски, чтобы успокоить Анисью с Матреной и отвязаться от них. Он как бы живет в двух планах — в мире своих новых мыслей и чувств, отгораживающих его невидимой стеной от ставших чуждыми ему Анисьи и Матрены, и в привычном ему, обыденном мире бытовых отношений.

Для большинства дореволюционных постановок «Власти тьмы» финал пьесы служил камнем преткновения. Чаще всего покаяние Никиты трактовалось как христианский подвиг и победа «воинствующего защитника бога» Акима.

В спектакле Малого театра покаяние Никиты — не только его личное дело, желание снять с себя грех, но и общенародное дело — урок и предостережение слабым душам, торжество моральной чистоты русского народа, способного совершить справедливый суд над злом.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.