menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 15

Цель жизни Петра, роль которого играет Б. Горбатов, в том, что он, не жалея себя и своих близких, «дом собирал». Ради этого скрепя сердце терпел он и шашни Анисьи с работником, хорошо зная, что, прогони он Никиту, своенравная баба, как грозит она мужу в первом акте, совсем перестанет мужицкую «работу работать». Но дом для Петра — Б. Горбатова — это не только хозяйство, а и семья, большая, хорошая, дружная, которая рушится по прихоти Анисьи. Какой глубиной понимания этого, затаенной тоски и (муки светятся глаза Петра, обращенные на Анисью, как сдержанны и размеренны движения его еще сильного, но уже подорванного болезнью тела.

Приближение смерти обострило чувства Петра, и он ясно сознает, что дом-то собирал, а «приказать» некому, — и все труды, компромиссы, и душевные муки пойдут прахом.
Великолепны сцена прощания с Никитой и сцена с Матреной, в которых Петр Б. Горбатова — умный, справедливый, но бесконечно одинокий и беспомощный человек, без ложной сентиментальности и слезливой чувствительности, просто и с глубокой душевной болью прощается с Никитой, трагически переоценивает ценности и подводит итог своей — не напрасно ли прожитой — жизни?

Образы Акима — И. Ильинского, Митрича — М. Жарова, Матрены — Е. Шатровой, Петра — Б. Горбатова являются примером того, как актер и режиссер, руководствуясь своим идейным замыслом и не вступая в противоречие с драматургическим материалом, могут дать действительно свежее, оригинальное решение ролей, имевших определенные, установившиеся традиции исполнения, подтверждением этого могут служить и образы Марины (Ю. Бурыгина), Анютки (К. Блохина), Акулины (Э. Далматова).

Марину обычно изображали усталой, плаксивой, раздавленной жизнью и горем отвергнутой любви, особенно в сцене ее второй встречи с Никитой.

Чтобы еще больше оттенить ее несчастье, театры старались трактовать в пародийном плане роль ее мужа, степенного, доброго человека, каким он и показан в спектакле Малого театра А. Грузинским.

Образ красивой и гордой девушки, созданный Ю. Бурыгиной, со слезами ушедшей от оскорбившего ее человеческое достоинство Никиты, уже в первом акте спектакля Малого театра вселяет уверенность, что хотя душевная рана Марины и нелегко заживет, но она не опустит рук, найдет свое место в жизни и до конца останется стойкой. Нельзя не поверить Марине Ю. Бурыгиной, что она ни при каких обстоятельствах не пойдет по пути Анисьи. Такой она предстает и в финале спектакля.

Образ чистой сердцем женщины, гордой своей большой, хотя и неразделенной любовью, твердой в чувстве долга перед хорошим человеком, «простившим ее грех», умиротворенной новым для нее чувством любви и жалости к его ребятишкам, которых она «одевает, обмывает», глубоко западает в сердце Никиты, служит одной из хорошо оправданных в спектакле причин его раскаяния и покаяния перед народом.

Горячую симпатию и сочувствие вызывает Анютка К. Блохиной — живая, непосредственная, остро реагирующая на все, что происходит вокруг нее.

Вот, всунув голову в окно, Анютка передает Никите просьбу «Маринки с чугунки» выйти к ней. Она не только настойчиво требует, чтобы Никита исполнил эту просьбу, но и возмущается его отказом.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.