menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 19

В полном соответствии с замыслом режиссера сделано оформление спектакля художником Б. Волковым: яркие, радующие глаз цвета костюмов, обилие света и воздуха, вольный простор виднеющихся вдали полей, лугов и перелесков раскрывают поэтическую тему русской деревни. Но художник и постановщик, несколько увлекшись праздничностью, парадностью, пренебрегли некоторыми существенными бытовыми деталями, которые могли бы ярче характеризовать эпоху и условия жизни, в которых развивается действие драмы.

* * *

Исходя из верного понимания критического реализма Толстого, страстно разоблачающего всяческое общественное зло во имя утверждения светлого, доброго начала, Малый театр ярко выразил в спектакле «Власть тьмы» положительные идеалы драмы, то, что определяет сильные стороны творчества Толстого. Исходя из самого существа содержания драмы, ее общей идейной направленности, театр ярко показал нравственную душевную красоту русского человека, способного в любых условиях противостоять злу, бороться за правду.

Театр нашел новые художественные формы выразительности, органичные идейному содержанию спектакля. Темному началу противостоят и светлые стороны в характерах героев пьесы, и поэтическая русская природа, и чарующая музыка, и радующие глаз цвета костюмов.

Весь творческий коллектив участников спектакля являет пример того, какие широкие, увлекательные возможности представляются художнику, творящему методом социалистического реализма, с современных позиций раскрывающему в драматическом произведении то новое, что близко и интересно советскому зрителю.

«В художественном произведении должно быть непременно что-нибудь новое, свое... Нужно непременно в чем-нибудь пойти дальше других, отколупнуть хоть самый маленький свежий кусочек...» — говорил Л. Н. Толстой.

Если говорить словами Толстого, то режиссер Б. Равенских и коллектив артистов Малого театра, давая свое, новое в интерпретации драмы, «отколупнули» не кусочек, а целый кусище, одержав крупную творческую победу, значение которой трудно переоценить.

Основные черты искусства Малого театра — общественно-политический пафос, современность, глубокое проникновение в психологию создаваемых образов, выявление тончайших движений человеческой души, блестящая культура речи — характеризуют спектакль «Власть тьмы», демонстрируя неистощимое богатство творческих возможностей старейшего русского театра, всегда ищущего новые, неизведанные пути в искусстве.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.