menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 16

Вот Никита велит Акулине показать покупки — «Анютке поглядеть лестно». В Анютке проснулась вдруг маленькая женщина, с восторгом разглядывая французскую шаль, накинула она ее на плечи и, забавно охорашиваясь и любуясь собой, готова уже пуститься в пляс, но вдруг перехватила взгляд матери, направленный на Акулину и Никиту, резко сбросила с себя шаль, не по-детски укоризненно и сурово посмотрела на них и быстро отбежала в сторону.

И как осуждающе, даже несколько повысив голос на Никиту за обиды, нанесенные матери, сообщила Анютка, что «самовар уходить хочет», а мать «в сенцах стоит, плачет».

А сколько в ней детской ласки, теплоты и любви к Митричу, когда она возится с ним на печи и теребит его усы.

Анютке К. Блохиной кроме непосредственности, пытливости, детской хитрости, вызывающих и слезы и мягкую улыбку, свойственны и явные нотки протеста против зла, безграничная любовь к одним и неприязнь к другим.

Не отступая от замысла Толстого, режиссер и исполнительница роли Акулины Э. Далматова ярко выявили тему сопротивления власти тьмы и в характере Акулины.

Известно, что на дореволюционной сцене Акулина выглядела забитой, придурковатой, грубой и бездушной. Советский театр, в особенности в последние десятилетия, стремился по-новому переосмыслить образ Акулины: поборов в себе все темное, тупое, что воспитано в ней условиями окружающей жизни, она в финале бесстрашно становилась рядом с Никитой, готовая разделить с ним тяготы тюрьмы и каторги. Но исполнительницам этой роли редко удавалось достичь художественной цельности образа. Финал, в котором проявлялась сила самоотверженной любви Акулины, часто не был логически оправдан предыдущими сценами.

Акулина Э. Далматовой — художественно цельный характер в его логическом развитии. Все ее поступки освещены любовью к Никите и порой инстинктивным, а порой сознательным протестом против совершающегося вокруг зла.

С первой же сцены спектакля Акулина Э. Далматовой вся светится при упоминании имени Никиты, так же как и Анисья. В то же время актриса показывает своеобразный страх и даже своего рода неприязнь к Никите. Сцена, когда Акулина, выговаривая Никите, плачет и от жалости к отвергнутой Марине и от страха за собственную судьбу, является опорой для дальнейшего роста и развития образа Акулины.

Ставя основной задачей спектакля раскрытие моральной стойкости, силы и красоты души русского человека, режиссер уделил много внимания и внешней привлекательности действующих лиц драмы. Большинство героев в спектакле красивы и душой и телом. В принципе это нисколько не противоречит замыслу и художественному строю толстовской драмы. Некоторые находки этого плана, смело ломающие привычные представления, у Малого театра просто превосходны. Так, например, давно уже было привычным видеть на сцене Митрича дряхлым стариком, со скрюченными пальцами, еле передвигающим больные ноги. Но когда в спектакле Малого театра появился Митрич М. Жарова, бравый и крепкий еще старик, сохранивший солдатскую выправку, это было очень убедительно: иного Митрича и не взяли бы батраком в зажиточную крестьянскую семью. Нечего возразить против ладной и опрятной фигуры Матрены.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.