menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 7

Именно жалостливость, совестливость, а не власть денег, не беззаботность, не женолюбие, как бы ни были они существенны для психологического облика Никиты, являются главной, определяющей чертой его характера, заставляющей его с ужасом оглянуться на содеянное и совершить суд над самим собой.

Нельзя сказать, чтобы эта черта характера Никиты, очень важная для подготовки финала, не раскрывалась на протяжении спектакля.

Вот после ложной божбы Никита как пригвожденный стоит у печки, а когда Аким, точно сбросив с себя оцепенение, подходит к нему и пристально, без слов вглядывается в его лицо, Никита, съежившись и ерзая спиной по печи, задирает голову повыше, чтобы не смотреть в глаза отцу.

Вот больной Петр, чувствуя приближение смерти, попросил у Никиты прощения, и это так дошло до его сердца, что он, казалось, сейчас во всем откроется Петру.

Вот, вытолкнув Анисью вон, он вдруг увидел сжавшуюся в комочек и рыдающую Анютку — свидетельницу всех его безобразий с матерью, искренне удивился и с большой сердечностью спросил: «Ты чего плачешь?»

Эти сцены прекрасно сыграны В. Дорониным, они правильно раскрывают внутреннюю сущность характера Никиты.

Ведь Никита Толстого хоть и легко скользит по жизни, но нелегко берет грех на душу и не мирится с теми, кто принудил его к этому. В сценах же Никиты с Анисьей в третьем акте спектакля Малого театра этого как раз не чувствуется.

В первых двух актах Никита В. Доронина красив, обаятелен, ловок, умеет и на гармошке сыграть и поплясать, он очень лиричен, но в то же время не лишен юмора, хорошо знает, что нравится женщинам, и любит пококетничать, покрасоваться даже перед самим собой, психологически тонко оправдывает свое любимое выражение: «очень просто!». Таким же остается он и в третьем акте. Сцена избиения Анисьи, по существу, ничего в его характере не меняет, он и в первом действии не менее жестоко обходится с Мариной.

Чем определяется семейный разлад в доме Никиты и его обращение с Анисьей в третьем действии, — только ли тем, что он сошелся с Акулиной и ревность жены мешает ему спокойно наслаждаться жизнью, или есть еще и другие, более глубокие причины, по которым он и с Акулиной-то, собственно, сошелся?

Ведь, по его собственному признанию, после того как он узнал об отравлении Петра, ему на всю жизнь опостылела Анисья: «... Тут порошки эти. Разве я на это склонял ее? Да кабы я знал, я бы ее, суку, убил тогда! Право, убил бы! Участником в этих пакостях сделала, паскудница! И опостылела ж она мне с этого раза. Как мне мать сказала тогда, опостылела, опостылела она мне, не смотрели б на нее глаза. Ну, как с ней жить? И пошло это у нас! .. Стала эта девка вешаться...» (действие четвертое, явление десятое).

В третьем действии Никиту с Акулиной связывает, таким образом, не только плотская любовь, но и отвращение и ненависть к душегубке Анисье. Сама Анисья, по вполне понятным мотивам не раскрывая этой подлинной причины семейного разлада, признается куме, что Никита с некоторых пор резко изменил свое отношение к ней:

«Кума. Что ж, сказывают, и на руку ёрзок стал?

Анисья. Всего есть. Бывало, во хмелю смирен был. Зашибал он и допрежде того, да все, бывало, хороша я ему была, а нынче, как надуется, так и лезет на меня, стоптать ногами хочет» (действие третье, явление третье).
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.